О том как научить ребенка говорить букву Л. Как выучить с ребенком буквы? детские центры раннего развития

При нормальном развитии речи ребенок овладевает произношением всех звуков к 5-6 годам, если в 5 лет он не выговаривает букву л, тогда нужно обращаться к логопеду, а родителям самим тоже заниматься с ребенком. Так как ребенок к трем годам уже должен говорить, то, очевидно, что он готов к тому, чтобы познакомиться с алфавитом. Это первый и достаточно важный шаг на пути освоения ребенком чтения, потому что от него во многом будет зависеть, понравится ребенку сам процесс чтения, или он будет воспринимать его как нудное и неинтересное занятие. Поэтому обучение буквам в данном возрасте должно быть для ребенка игрой, интересным захватывающим действием, что требует от взрослых проявления творчества и нестандартных решений.  

Огромное кол-во родителей беспокоит вопрос: как научить ребенка говорить букву Л.

В принцыпе, большинство детей сами учатся говорить букву Л, а иногда её даже заменяют Р.

Но всеже бывают случаи когда у тедей проблемы именно с Л.

До 5 лет можно поробовать следующие упражнеия:

1. Широко открыть рот, язык положить на нижнюю губу, и открывая и закрывая рот произносить звуки "ла", "ло", "ли", "лу", "лы", при этом подбородок удерживать рукой, чтобы он не двигался. 2. "Чистим зубы". Широким языком двигать по верхним и нижним губам, как будто вы чистите зубы, с внутренней и внешней стороны. 3. "Вкусное варенье". Широким языком слизать с верхней и нижней губы. Упражнение повторить 3-5 раз. 4. Высунуть язык и попытаться дотянуться им до кончика носа. Упражнение повторить 3-5 раз. 5. "Маляр". Кончиком языка водить по верхнему небу, как будто вы его красите.

Если ребенок не овладел Л до 5 лет следует обратится к логопеду.

  Как выучить с ребенком буквы?

Так как ребенок к трем годам уже должен говорить, то, очевидно, что он готов к тому, чтобы познакомиться с алфавитом.

Это первый и достаточно важный шаг на пути освоения ребенком чтения, потому что от него во многом будет зависеть, понравится ребенку сам процесс чтения, или он будет воспринимать его как нудное и неинтересное занятие.

Поэтому обучение буквам в данном возрасте должно быть для ребенка игрой, интересным захватывающим действием, что требует от взрослых проявления творчества и нестандартных решений. Если малыш не испытывает никого интереса к «букашкам», которые нарисованы в книгах, не стоит его заставлять. Подождите, значит, время для этого еще не пришло.

А если интерес к буквам у малыша присутствует — как удовлетворить его и изучить алфавит?

Один из наиболее распространенных и работающих методов: из разноцветного картона вырезаются большие красочные буквы и приклеиваются в квартире на те предметы, с которых они начинаются. Например, на окно клеится буква «О», на диван — «Д» и так далее. Важно, чтобы они были видны ребенку, чтобы взрослые указывали на эти буквы, когда произносят эти слова.
Ребенка во многом привлекает совместная деятельность со взрослым, и поэтому можно придумать сказку, в которой каждый день будут возникать новые персонажи — буквы алфавита. Начинать необходимо с гласных, так как потом, при изучении согласных звуков, можно будет плавно перейти к слогам.

Для начала можно с ребенком придумать и сделать, нарисовать или обозначить, например, на стене или в альбоме дом, где будут жить персонажи. Из подручных материалов (бумага, проволока, пластилин, пенопласт, ткань, пуговицы — всего того, что можно найти дома) вместе с ребенком вы создаете персонаж, например, букву «А», и по ходу работы рассказываете сказку: что это за буква, какой у нее характер, что с ней произошло...

Обязательно необходимо показать ребенку, как пишется эта буква, чтобы он лучше ее запомнил. Можно предложить ребенку сделать «фотографию» этой буквы, то есть обвести ее на листе бумаги, или написать букву пунктиром, чтобы ребенок ее обвел. Пусть на прогулке малыш найдет персонажей вашей сказки на рекламной вывеске или в названии магазина.

Подобных способов можно описать много — здесь все зависит от количества усилий, которые вы, как родители, готовы приложить, а также от вашего творческого подхода и фантазии.

 Как научить ребенка выговаривать букву Л

Вялое звукопроизношение или легкую картавость можно без проблем исправить с помощью современной артикуляционной гимнастики. Она помогает развить и улучшить тонус мышц языка, губ, а также улучшить речевой слух. Артикуляционная гимнастика поможет детям и взрослым говорить легко, четко и правильно. Проводить ее можно в форме забавных игр, сказок, так что дети незаметно могут освоить правильные звуки.

Инструкция

1 Познакомьте ребенка с основными органами, участвующими в создании звуков. Это можно сделать с помощью артикуляционной гимнастики-сказки, которая заинтересует ребенка и незаметно проведет разминку губ, щек, языка. 2 Работайте над речевым дыханием. Поскольку речь происходит на выдохе, неправильное распределение воздуха во время выдоха может очень искажать звукопроизношение. Самые известные игры, помогающие в развитии дыхания - это игры с мыльными пузырями, задувание воображаемых или настоящих свечей, пускание корабликов по воде. Так в веселой и непринужденной обстановке ребенок учится контролировать выпускаемую струю воздуха. Следите, чтобы он не надувал при этом щеки, а набирал воздух в легкие.
3 Выполняйте комплекс упражнений на выработку правильного произношения звука «л» перед зеркалом. Сначала медленно, если какие-то движения не получаются, помогайте ребенку ложечкой (черенком). Садитесь перед ним так, чтобы он хорошо видел и ваши движения губ, языка. Исполняйте упражнения вместе с ним. Цель всех коррекционных упражнений для звука «л» – разработать подвижность всего языка и его частей, отрегулировать правильный воздушный поток. • «Лошадка» - всем известный звук цокания копыт. Попросите ребенка улыбнуться, показав зубки и приоткрыв ротик. В таком положении пусть он щелкает кончиком языка, будто лошадка. Делайте вместе с ним, сначала медленно, затем быстрее. И следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. • «Лошадка едет тихо» - это обязательный вариант предыдущего упражнения. Предложите ребенку проделывать язычком то же, но только без звука, будто лошадка на разведке. Правила остаются те же – не высовывать язычок и не двигать нижней челюстью. • «Дует ветерок». Улыбнитесь, приоткрыв рот, прикусите кончик языка передними зубами и подуйте. У вас должно получиться две воздушные струи из уголков рта. Научите этому ребенка и проконтролируйте движение воздуха с помощью пушистого кусочка ватки. • «Вкусное варенье». Вместе с ребенком слегка приоткройте рот и широким передним краем языка оближите верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Не двигайте при этом нижней челюстью. Если у ребенка не получается, потренируйтесь сначала держать расслабленный широкий язык на нижней губе (язычок нужно высунуть и положить на нижнюю губу, не подворачивая ее на зубы). Потом предложите поднять язычок и дотронуться до верхней губы. • «Пароход гудит». Предложите ребенку приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход). Следите, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу. 4 Развивайте одновременно мелкую моторику ребенка, ведь она стимулирует речевое развитие. Играйте в пальчиковые игры, рисуйте, лепите с ребенком.
 

Готовим ребенка к чтению

  В эти игры можно играть как дома, удобно расположившись на диване, но и во время поездки или сидя в очереди к врачу.

Путешествие.
Один говорит "Наш корабль отправляется в...( например, ) в Италию. Что с собой возьмем? " Остальные участники должны назвать существительные на ту же букву: Иголки, инжир, изюм, индюка. Можно называть другую букву. КПримеру, берем все, что на букву "Л". Если все слова на эту букву закончились, можно сменить "пункт назначения" или продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р".

Другой вариант "Путешествия".
Приготовьте комплекты карточек с буквами. По одному одинаковому на каждого. Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. (Можно нарисовать и другой транспорт)
Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем? Один говорит: "С нами поедет жираф" и кладет карточку с буквой "Ж" на вагончик с соответствующей буквой.
Следующий говорит:" А я с собой возьму телевизор" и кладет карточку с буквой "Т" на вагончик с буквой "Т".
И так далее, пока не закончатся буквы, или слова. Называть нужно только существительные. Заодно объясним ребенку, что такое имя существительное - Это слово, про которое можно сказать "ЧТО это?" или "КТО это?"

Секретное письмо
Предложите ребенку такую игру - зашифровать слово. Это что-то вроде ребуса. Сначала сами сделайте такой ребус. Зашифруйте, к примеру, слово "лего" : нарисуйте Лист, Ель, Гриб, Очки. Дайте ребенку со словами "вам письмо, в нем то, что ты хочешь получить в подарок. В дальнейшем, с помощью таких "писем" ребенок может высказывать вам свои пожелания.

Кто с какими буквами дружит.
Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например у мамы - слон, у папы - крокодил, у ребенка - ёжик. Мама говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Папа говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке." Ребенок говорит:"Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки.

  Этот трудный звук Р

 
Если ребенку уже 4 или больше, можно воспользоваться специальными упражнениями для звука Р. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.Ребенок должен хорошо видеть не только лицо взрослого, но и свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
«Парус»
Цель. Развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом состоянии.
Рот широко раскрыт, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2-3 раза.
«Прогони комарика»
Цель. Учить вызывать самостоятельное дрожание кончика языка под действием сильной воздушной струи.
Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение – язык дрожит.
«Прикусывание кончика языка»
Цель. Активизировать мышцы кончика языка.
Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз.
«Лошадка»
Цель. Учить растягивать подъязычную связку языка.
Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно, быстрее, очень быстро). Выполнять 10-15 раз.
«Качели»
Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка: отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх – вниз).
Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15-20 раз.
«Дятел»
Цель. Разрабатывать подвижность кончика языка.
Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д. (15-20 секунд).

После того, как кончик языка будет свободно занимать положение за верхними зубами, а рот научится быть широко открытым, пробуем вызвать звук Р. Важно соблюсти некую «тонкость» инструкции: не следует просить ребенка произнести звук Р, так как стремление во что бы то ни стало овладеть этим ярким звуком может спровоцировать «горловое» произнесение. Дело в том, что заставить дрожать «непокладистый» кончик языка гораздо сложнее, нежели мягкое небо или небную занавеску. Можно попросить малыша порычать, подражая рокоту самолета или рычанью собаки – "ррррр…", или карканью вороны – "карррр…".

Если же этого окажется недостаточно, следует нацелиться на постановку звука.
Можно сказать ребенку: «Попробуй «завести мотор»!». Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют.
Попросите малыша, удерживая язык широким «побарабанить» им за верхними зубами со звуком близким к д (д…д…д…). В это время прямым (чисто вымытым) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца, малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка.
Добившись вибрации кончика языка с помощью пальчика, продолжительность ее удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее.
На любом из этапов не следует торопиться. У ребенка может получиться раскатистый звук р с первого раза, а может потребоваться и несколько месяцев. Важно выполнять упражнения ежедневно.
Как правило, впечатления, полученные в результате апробации этого нового умения, являются мощным стимулом к применению звука в спонтанной речи, в случае, если звук Р ребенок не произносил. Добавив к звуку Р гласные а, э, ы – звуки, наиболее нейтральные в плане движения губ и не требующие дополнительного напряжения, прокладываем мостик к произнесению слов с новым звуком.

Комментарии

Срд, 07/17/2013 - 22:06 — Анонимный

 Нам как раз 5,5 лет, а девочка  до конца правильно не произносит букву "Р", почему-то вместо "Р", произносит "Л". Казалось бы, что общего между этими буквами? Причём ребёнок сам осознаёт, что говорит неправильно, старается, задерживает произношение, чтобы выговорить "р", но увы, так и не получается. Занятия с логопедом не дали результат, но мне кажется, что девочка сама справится с этим. Я же беру на вооружение эти замечательные советы и буду заниматься, как бы играя.

Похожие товары

Изображение
Детские центры раннего развития Днепропетровск. Как выбрать частный детский сад? Как правильно выбрать детский центр?
Центры раннего развития детей - это то, что сейчас очень интересует молодых родителей. Обилие информации по вопросам воспитания детей однозначно дает понять, что с малышами нужно заниматься с самого рождения. Дети учатся познавать мир в общении с родителями, с другими детьми, с животными. Всем известно, что самое лучшее и интересное обучение происходит посредством игры. В днепропетровских центрах...
Отзывы :0шт.
Детский развивающий центр в Одессе. Детский развивающий центр "Дети будущего". Детский развивающий центр - Левилия
Для всестороннего и занимательного развития Вашего ребенка мы создали следующую Программу разнообразных занятий: Групповые Программы развития: - для детей в возрасте от 1,6 до 3,6 лет "Мама и малыш". Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 урока – по 30 мин. Дни недели: понедельник/пятница (утреннее время) Наполняемость детей в группе до 6 человек. Ежемесячно сдаются 30 грн на приобретение...
Отзывы :0шт.
О том как научить ребенка говорить букву Ш
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).  
Отзывы :0шт.
Математические развивающие игры для детей от 1,5 до 3 -х лет. Познавательные игры для ребёнка от 1 до 2 лет. Развиваем слуховое внимание у детей
Как вырастить нового Эйнштейна? Или Лобачевского? Как в наиболее раннем возрасте выявить и развить математические способности малыша. В данной статье приводятся интересные Математические игры для детей от 1,5 до 3 лет,которые помогут сформировать у детей базовые математические понятия: количество, величина, число, состав числа. Понятие количества, или понятие «много — мало» очень важно. Освоив...
Отзывы :0шт.
Центры раннего развития. А нужны ли они ребенку? Как выбрать хороший детский центр раннего развития ребёнка?
Сегодня существует достаточно много специализированных развивающих центров раннего развития и детских клубов, предлагающих уже с пеленок сделать из ребенка настоящего вундеркинда. Это порождает много споров в блогах и различных интернет-конференциях на тему того, какие же развивающие занятия действительно приносят пользу детям. По прогнозам специалистов, в скором времени занятия в детском...
Отзывы :0шт.