Детская мода. История детской одежды. Мода для детей — немного истории.

Детская одежда появилась только лишь 200 лет назад. До этого времени детской одежды и детской моды для девочек и мальчиков не было вообще. Дети одевались в такую же одежду по фасону, как и взрослые, а для младенцев вообще не существовало одежды. В период эпохи Средневековья детей было принято туго пеленать, поэтому одежда для детей представляла собой кусочек материи. Когда же ребенок становился взрослее, подрастал, то его одежда состояла из простой туники или же из свободно ниспадающего платья. При этом не имело значение, какого пола ребенок мальчик или девочка.

Видео

Фото

Детская мода. История детской одежды. Мода для детей — немного истории.
Детская мода. История детской одежды. Мода для детей — немного истории.
Детская мода. История детской одежды. Мода для детей — немного истории.
Детская мода. История детской одежды. Мода для детей — немного истории.
Детская мода. История детской одежды. Мода для детей — немного истории.
Детская мода. История детской одежды. Мода для детей — немного истории.
Детская мода. История детской одежды. Мода для детей — немного истории.
Детская мода. История детской одежды. Мода для детей — немного истории.

До этого времени детской одежды и детской моды для девочек и мальчиков не было вообще. Дети одевались в такую же одежду по фасону, как и взрослые, а для младенцев вообще не существовало одежды. В период эпохи Средневековья детей было принято туго пеленать, поэтому одежда для детей представляла собой кусочек материи. Когда же ребенок становился взрослее, подрастал, то его одежда состояла из простой туники или же из свободно ниспадающего платья. При этом не имело значение, какого пола ребенок мальчик или девочка.

Начиная с 17 века стали появляться украшения в виде вышивок на одежде, предназначенной для детей. В основном вышивками украшали рубашки, передники и чепчики. В это же время туго пеленать младенцев уже перестали.

А в начале 19 века появилась одежда для детей, разделенная по цветовой гамме. Для девочек была модно одежда розового цвета, а для мальчиков – голубого. Для девочек появились легкие платья с поясами, а для мальчиков были разработаны пиджаки. В этот период времени стал моден стиль ампир, когда девочки носили платья до колен с выглядывающими панталончиками из-под платья, а мальчики носили штаны с воланами и короткие туники. В середине 19 века стал моден матросский костюмчик, который пользуется популярностью до сих пор.

Начиная с 20 века, начинают сглаживаться различия между одеждой для мальчиков и девочек. Девочки уже носят брюки. Среди модных тенденций: яркие футболки, удобные ботинки без каблучков и джинсы. Одежда пользуется популярностью т.к. очень удобна для активного образа современных детей.

А уже в 21 веке модные тенденции детской одежды претерпели значительные изменения. Одежда становится очень яркой и разнообразной. Модной считается одежда с детскими аппликациями. Отдельно разрабатывается одежда для торжеств и праздников: бальные платья для девочек и строгие костюмы с бабочкой для мальчиков. Большее внимание уделяется аксессуарам в детском наряде – теперь можно специально купить сумочку для девочки к ее торжественному платью. Сейчас родители начинают более тщательно следить за модными тенденциями не только во взрослой одежде, но и в детской. Родители более тщательно выбирают одежду в магазинах детской одежды и специализированных интернет-магазинах сумок и детских товаров.

Советы

Развитие детской моды.

До конца XVIII века детской одежды, как самостоятельного направления, не существовало, то есть дети одевались так же, как и взрослые. Крошечные испанские инфанты, затянутые в корсеты и с трудом передвигавшиеся в своих широченных юбках, пятилетние прусские кронпринцы в мундирах и напудренных париках, юные графини в тяжёлых бархатных робронах, они смотрят с портретов, вызывая невольное восхищение и…жалость.

Таким образом, неудобная, обязывающая одежда начинала сопровождать человека с самых юных лет. Принцесса Вильгельмина Прусская (Wilhelmine von Preußen), сестра Фридриха Великого, в своих воспоминаниях отмечала, что «…корсет, изготовленный из железных обручей, она начала носить в возрасте семи лет и должна была даже спать в нём, зато потом я имела «осиную талию». Всё это было связано с тем, что отношение к детям было несколько иным, нежели то, к которому мы привыкли. Ребёнок из аристократической (а тем более – королевской) семьи с детства ощущал значимость своего положения. Он был, что называется «маленьким взрослым», который примерял на себя свою будущую роль в обществе. Роль и, соответственно, одежду. Р.Хоторн, британская исследовательница нижнего белья и корсетов, отмечает: «Чем более высокое положение занимала семья, тем раньше ребёнок имел все шансы испытать на себе тиски из китового уса».

Появление самостоятельного направления моды – детского костюма – исследователи связывают с самыми разными причинами, например, с воспитательными идеями Жан-Жака Руссо (Jean - Jacques Rousseau). Его роман-трактат «Эмиль или о Воспитании» во второй половине XVIII века становится настольной книгой всех «просвещённых» родителей. В этом произведении Руссо говорит о том, что только правильное воспитание может создавать свободного и счастливого человека. Философ убеждён, что каждому возрастному периоду должны соответствовать особые формы воспитания и обучения; он говорит о детском закаливании и о том, что тугое пеленание вредно для здоровья. Ребёнок, познавая мир и физически совершенствуясь, не должен быть скован неудобными нарядами. Эта мысль учёного и сделалась основой для создания первых образцов детской одежды.

На этой волне в Англии были разработаны первые детские костюмчики, сшитые в соответствии с провозглашаемым Жан - Жаком Руссо принципом «свободы движения». Интересный факт: Екатерина II, считавшая себя образцовой воспитательницей, решила пестовать своих внуков по системе Руссо. Следуя этой моде, она даже придумала свой вариант детской одежды – нечто похожее на комбинезон. Таким образом, Екатерина II была, по существу, первым дизайнером детской одежды в России. Другой предпосылкой для создания детской одежды называют многочисленные трактаты врачей о детской и подростковой смертности. Одной из причин ранних смертей докторá называли ношение маленькими детьми корсетов, высоких каблуков, и прочих атрибутов взрослой моды.

Тем не менее, отход от традиции одевать ребёнка, подобно взрослому, продолжался почти сто лет. Ещё в 1870-е годы раздавались сетования по поводу того, что иные дамы наряжают своих малолетних дочек в копии взрослых платьев с турнюром, думая исключительно об эстетической привлекательности девочек. Но, так или иначе, детская мода к концу XIX века окончательно оформилась в самостоятельную отрасль и приобрела знакомые нам черты. Каталоги готового платья (например, американское издание ‘The ladies` standard magazine’), представляя вниманию публики новомодную одежду, демонстрируют костюмы для юных девушек и маленьких «леди» отдельно от взрослых образцов.

…Несмотря на то, что детство – самое насыщенное, самое наполненное открытиями и впечатлениями время в жизни человека, детская мода консервативна. Она развивается по своим законам и в значительной степени «отстаёт» от одежды взрослых. Достаточно вспомнить платья фасона «принцесса» или тот же матросский костюмчик, которые до сих пор являются частью детского гардероба. Глядя на многие платьица начала XX века, можно представить любую из современных девочек – дошкольниц, одетую точно так же. Рукав – фонарик, юбка «солнце-клёш», разноцветные ленты в волосах – этот образ красивой девочки одинаково применим и к ‘Belle époque’, и ко дню сегодняшнему.

Мода для детей — немного истории.

Если говорить о моде вообще, то появление и развитие её идёт ногу в ногу с человечеством. Мы даже не задумываемся, что для большинства из нас это очень важно соответствовать ей, и от моды многое зависит, ведь внешний вид человека – первое, о чём судят. Но детская мода понятие сравнительно молодое. Так как появилось в XIX веке, а до этого одежда детей была копией одежды для взрослых.
Когда мы смотрим на изображения детей из прошлых столетий, мы часто восхищаемся, как красиво они были одеты, много рюш, оборок, красивые платьица и чудесные причёски с золотыми локонами. Да красиво, но эти наряды были уж очень неудобны, детям надевали корсеты и множество юбок. Детская одежда была взрослых фасонов, точнее она полностью повторяла взрослую одежду до мелочей. Можно говорить только в древнем Египте поступали иначе, там вообще дети не носили одежды до юности. А потом и позволяли носить только соответствующую им одежду. В Риме позволялось одевать всё, что пожелают.
С точностью проследить, как меняется детская одежда невозможно, так как в Средних веках очень редко изображали детей. С XVIII уже немного можно просмотреть тенденции на картинах.
В XIV веке мальчиков и девочек одевали одинаково как их мам — рубашка изо льна, корсет и нижнюю юбку, дальше платье и передник. И, конечно же, изумительный чепчик. Королю Людовику XIII очень не нравилось то, что его одевали как его сестру.
Примерно с XVII века верх платья для мальчиков становиться похожим на мужской костюм. Но через некоторое время появляется кружевной воротник, и теперь мальчика от девочки вообще невозможно отличить до достижения 18-ти летнего возраста. Это продолжалось до XVIII века, когда мальчики переставали носить платья с 4 лет.

В XVIII веке люди начали думать, что для хорошей фигуры и форм тела детям с года нужно носить тугой и жесткий корсет. Корсеты исчезли полностью только после первой мировой войны в 1914 году. Также в последнюю четверть этого столетия появились панталоны, они стали незаменимой частью внешнего гардероба. Они выглядывали из-под платья. Панталоны одевали как мальчики, так и девочки. Мальчики могли их не надевать только с 5 лет. А после семи лет мальчики также могли не надевать корсет и нижнюю юбку, то есть их уже одевали в мальчишескую одежду. А девочки так и продолжали одеваться, копируя одежду своих мам.

Прорыв в детской моде произошел в XIX веке во времена Французской революции, когда модным был стиль «ампир». Он напомнил античный мир, девочки под платьями носили только рубашку без рукавов, а мальчики рубашку с кружевами и штаны.

С 1825 года талия в платьях опускалась , и опять в моду вошел корсет, который помогал создавать осиную талию.

В 40-х годах XIX законам моды диктовал свои правила стиль «бидермейер» . Одежда мальчиков теперь не полностью была копией взрослой — штаны трубы,отделанный шнуром сюртук, шляпа с козырьком.

В 1869-1875 годах девочки и женщины носили неудобный турнюр(конструкция из слоновой кости).Такая подушка находилась под многими складками и воланами. Сверху надевали жакет, что доставлял детям ещё больше неудобств.
К концу XIX века детская одежда начала напоминать современную одежду. Дети надевали тематические и специализированные костюмы – для купания, для игры в теннис, для верховой езды, для гимнастики. Одежда стала ярче, нарядней, легче и комфортней. Её стали отделывать кружевами и вышивкой, особенно красивым вышитым было бельё.
Нарядная детская одежда включала в обязательном порядке чулки и туфельки и сапожки без каблука. Туфельки впервые созданы французом Пине в 70-х годах XIX столетия, и назывались они пинетки.
В предвоенные времена, наконец, детей начали одевать в короткие платьица и шортики.
Революционеров в мире детской моды можно назвать Жан-Жака Руссо. В своей книге «Эмиль и о Воспитании», которая вышла 200 лет назад, он не только подробно описал одежду того века, но и критиковал её. Он был против детских корсетов, и тяжелой громоздкой одежды. И после этого девочкам запретили носить корсеты и криптолины, девочки носят муслиновые платья, а мальчики начали носить пиджаки вместо тесной офицерской формы. А главное общество отказалось от париков. Руссо пропагандировал «целебную детскую одежду», что бы ни сковывала детей и не портила их лучшие года.
В России эту идею распространила портретистка Элизабет Лербен. За 6 лет проведенных при русском дворе, она изменила стиль жизни людей. В этот период преобладала в детской одежде морская тематика, детки носили матроски до XX века.

XIX-XX века называют Веком Ребёнка. Люди больше обращают внимание на детей, на их образ жизни, на воспитание. Ведь как говорил Фрейд, детство – это самый важный этап жизни людей, который влияет на всю дальнейшую жизнь.
В XXI веке одежда становиться более разнообразной и яркой. Часто используют детские аппликации. Одежда делиться на повседневную и нарядную. Детская одежда для праздников: нарядные платья, для мальчиков костюмы с бабочкой.

Старинная детская одежда

Одевать своих детей красиво хотят абсолютно все родители. И как же многогранно это желание: одежда должна быть не только красивой, но и модной, практичной, стильной, с изюминкой, так сказать. Как никто другой угодить мамам и папам стремятся изготовители детской одежды. Современный рынок пестрит предложениями самых разных брендов и моделей. Родители обладают простой, но великой возможностью – выбором. Почему же великой, спросите вы? Потому что выбор среди множества и разнообразия в детской одежде был не всегда.

История повествует о том, что в Европе времен XVIII века весьма долго ребёнка одевали как взрослого человека. Длина платьев, декольте, напудренные парики из волос: детская мода была точной уменьшенной копией взрослых уборов. Конец первой Мировой войны стал началом робких изменений. Они пришлись по вкусу самым крохотным модникам, тугое пеленание которых являлось обязательным и единственным атрибутом гардероба. На смену пеленкам пришла самодельная вязаная одежда маленьких размеров, она обеспечивала комфорт и свободу движений. Конец XVIII века привнес различия в одежде детей разных полов.

Детская старинная модаТак, платья девочек становились короче, обрамлялись рюшами и кружевами. Мальчиков, которых до 6 лет было принято одевать в платья и панталоны, крутить им локоны и с религиозным воздыханием называть ангелочками - переодели в коротенькие штанишки. Впрочем, этими вольностями дело и закончилось. До 40-х годов XIX века вопрос «разнополой» одежды для детей и подростков оставался закрытым. Происходило это, по большей части, из-за религиозных соображений того времени. Тема полового воспитания находилась под запретом. Одежда мальчиков и девочек не отличалась фасоном или тканью. Все дозволенные украшения сводились к однотипной вышивке или аппликации. Праздничная детская одежда выделялась среди будничной лишь цветом: вещи для торжеств шили в светлых пастельных тонах.

Только после второй мировой войны стиль одежды для детей стал издали напоминать сегодняшний. Пошив и модели становились все раскованней, появилось определенное разнообразие. Важным шагом в европейской истории детской моды стало массовое появления специализированных магазинов. Там стало возможным купить готовую одежду на свой выбор. Но даже передовая Европа впитала в себя чувство моды и стиля лишь в первой половине прошлого столетия.

Детская мода времен Российской Империи не имела блистательного начала. Дети практически постоянно носили униформу. Такая одежда не имела времени и места: в гимназиях, гостях и порой даже дома ребенок носил форменную одежду. Разнообразием не выделялись и ткани для пошива костюмов: в основном это был английский камлот и шелк для праздничного варианта. Единственной сменой повседневному образу были спортивные и купальные костюмы из легких хлопковых тканей. Какие либо излишества западной моды могло себе позволить лишь дворянское сословие. Крестьянские дети не были знакомы с понятием моды, в принципе.

Послереволюционные времена и годы советского союза не стали периодами свободы взглядов. Это, конечно, касалось и детской одежды. Внешний вид подрастающего поколения находился под строгим контролем учебных и общественных заведений. Блеклая, строгая одежда призвана была поддерживать идею о всеобщем равенстве. Одинаковость уборов для детей привела к тому, что донашивать костюмы старших братьев или родителей стало привычным делом. Вторая половина XX века стала «временем дефицита и заграничного блата».

Современная индустрия моды развивается стремительно, безумными темпами. Никому из родителей не придет в голову ограничить гардероб ребенка двумя вещами. Индивидуальный стиль, одежда на каждый день и для торжеств, модные бренды, пошив на заказ. Перечень доступных родителям вариантов сегодня бесконечен.

Своими руками

Мальчик Прекрасной Эпохи.

Примерно до чётырёх-шести лет и мальчики, и девочки носили коротенькие платьица с низкой «талией». Это было связано с восприятием младенца, как несформировавшегося и, по сути, бесполого существа. «Костюм из тёмно-синей саржи. Юбочка – плиссе. Блуза прямая», - так выглядел один предлагаемых вариантов костюма для мальчика двух – трёх лет, предложенный журнало мод. Надо отметить, что мальчик и в те времена получал первоначально «женское» домашнее воспитание – многочисленные гувернантки и бонны, обучавшие его иностранным языкам и хорошим манерам, как правило, предшествовали учителям – мужчинам в гимназии или колледже. Разумеется, были и гувернёры, но их процент был несоизмеримо меньше по сравнению с девушками – гувернантками.

Тот шок, который испытывал мальчик, попадая в учебное заведение, живущее по «суровым мужским законам», талантливо передан во многих произведениях отечественной и зарубежной классики. Это был шок ребёнка, попавшего из одного «мира» - в другой. Если от девочки общество требовало не слишком многого – быть прелестной, милой и разумной, то «идеальный» мальчик должен был сочетать в себе стойкость и храбрость с успехами в науках и почтительным (даже – подобострастным) отношением к старшим. Что касается эталонной внешности, то понятие «красивый мальчик» часто связывалось с льняными локонами, бело-розовым цветом лица и огромными глазами. Красивый мальчик ‘Belle époque’ слегка похож на девочку и часто страдает от своей красоты – его, конечно, постоянно ласкают и одаривают взрослые, но редко принимают в игру другие мальчишки…

Самым популярным костюмчиком для мальчиков ‘Belle époque’ была, разумеется, матроска. «Из самых ранних детских воспоминаний – поход в берлинский зоосад, когда я оказался в Берлине с родителями. На мне была матроска, купленная накануне, на макушке шикарная бескозырка с лентами, в руке – тросточка. Вела меня няня, очень моим видом довольная», - вспоминал князь Феликс Юсупов. Герой Валентина Катаева – Петя Бачей – тоже одет сообразно своей эпохе: «На Пете был городской праздничный костюм, из которого он за лето сильно вырос: шерстяная синяя матроска с пристроченными вдоль по воротнику белыми тесемками, короткие штанишки, длинные фильдекосовые чулки, башмаки на пуговицах и круглая соломенная шляпа с большими полями».

Анастасия Цветаева, вспоминая цесаревича Алексея, акцентируется на немаловажной детали: «Мальчик в матроске, по-военному отдающий честь». Избалованный мальчик из «Белого пуделя» тоже был одет в легкий матросский костюмчик. Все вышеперечисленные мальчики относятся к разным возрастным категориям (от трёх до десяти лет) и, тем не менее, их объединяет общий стиль одежды. В «Руководстве кройки и шитья» Юлии О`Шин можно увидеть два варианта матросской формы для мальчика – матросская блузка и матросская кофточка. В том же «Руководстве…» даны следующие варианты мальчиковых костюмов и пальто – костюм «Моцарт», английский жакет, свободное пальто-сак и гавелок. Разумеется, что даны чертежи брюк и жилета. Чем старше становится мальчик, тем строже линии его костюма, тем ближе этот костюм к мужскому сюртуку или вестону (пиджаку).

Копирование моды предшествующих эпох отразилось и на детской одежде. Историк моды А. Васильев упоминает бархатные костюмы «а-ля Ван Дейк» с отложными воротниками. Костюм «в стиле Ван Дейка» включал в себя курточку с коротенькими, до колен, штанами – кюлотами. Иногда такой костюмчик назывался «паж»: «Жаркий, жгучего бархата, костюм мальчика. Мальчик, которого так одевают, называется паж», - пишет Марина Цветаева. Интересен фрагмент из воспоминаний Матильды Кшесинской, связанный с её сыном – Володей: «Даже Вова проникся необходимостью одеваться к обеду, но не имея фрака, он прицеплял сзади салфетку, которая в его воображении представляла собой фрачные фалды, и в этом виде он торжественно садился обедать. Чтобы доставить ему удовольствие, я заказала ему детский фрак, который он с гордостью надевал каждый вечер к обеду».

Спорт и подвижные игры всегда были любимы ребятами, но самой заветной мечтой мальчика ‘Belle époque’ оставался велосипед. Мальчики «...с завистью провожали глазами редких счастливчиков, мчавшихся на велосипеде. Велосипед был самой заветной мечтой наших юных дней. Иметь его мы не надеялись», - вспоминал Леонид Утёсов. Надо сказать, велосипед являлся дорогим удовольствием и подобный подарок ребёнку говорил, во-первых, о состоятельности родителей, во-вторых, о каких-то особых заслугах детей. «Это была первая модель велосипеда, подаренная, вернее оставленная нещедрым дедушкой доросшему до науки внуку», - пишет Марина Цветаева. «Собственные карманные часы! Это было почти то же самое, что собственный велосипед…», - размышляет мальчик – герой Валентина Катаева. Другой катаевский персонаж – маленький Павлик - даже заводит себе копилку, чтобы собрать деньги на покупку недоступного и роскошно «железного коня».

Уже в 1890-е гг. появились детские велосипедные костюмы, которые зачастую напоминали матросские костюмчики и дополнялись соломенными шляпками с низкой тульей. «Короткие панталоны из синей саржи, блуза из полосатой материи – жерсей, синий суконный берет», - так выглядел вело – костюм для мальчика, предложенный «Парижскими модами». Любимым зимним развлечением мальчиков было катание на коньках. Если девочки предпочитали коньки – «снегурки», то в распоряжении мальчиков были быстроходные «норвеги». В своих воспоминаниях Анастасия Цветаева пишет, что решила отказаться от девичьих «снегурок» в пользу мальчиковых «норвежских», чтобы добиться ощущения настоящего полёта! Мальчики часто выходили на лёд в цветных свитерах из грубой шерсти.

Что касается причёсок, то короткая стрижка не была обязательной для малышей. Даже восьми - девятилетние мальчики имели право носить длинные волосы. «Белокурые волосы, все в крупных локонах, растрепались у него небрежно по плечам», - в рассказе Александра Куприна «Белый пудель» описан мальчик, которому около восьми лет. Мальчика коротко стригли только при поступлении в учебное заведение. Из головных уборов, помимо матросских бескозырок и соломенных канотье, были популярны кепки с козырьком и пикейные шляпки. Так, маленький Павлик из катаевской повести едет домой «… в туго накрахмаленной пикейной шляпке, похожей на формочку для желе…».

На детских маскарадах мальчики преображались в сказочных принцев, разбойников и рыцарей. Огромной популярностью пользовался костюм индейца – это было связано с тем повышенным интересом, который вызывали книги немецкого писателя Карла Мая (Karl May) о благородном индейце Виннету. Описание детского праздника в повести «Белеет парус…» даёт представление о том, какие костюмы выбирали для себя мальчики. Интересно и показательно описание роскошного костюма одного из главных героев повести: «Это были настоящие рыцарские доспехи, искусно выклеенные из золотой и серебряной елочной бумаги, натянутой на проволочный каркас. Шлем, украшенный пышным султаном, выглядел совершенно так же, как у рыцарей Вальтера Скотта». На картине Бориса Кустодиева «Дети в маскарадных костюмах» мальчик и девочка изображены в стилизованных костюмах Галантного Века.

«Парижские моды» предлагали просторный, но изящный костюм маленького клоуна, состоящий из «...блузы и широких панталон из палевого атласа». Мир детства Прекрасной Эпохи представляется нам, как бесконечный праздник с игрой в фанты, шарады и буриме. Что получили, в конечном итоге, дети ‘Belle époque’? Детям ‘Belle époque’ «довелось» стать свидетелями (а некоторым – и участниками) всех войн и революций века двадцатого. Именно им, детям в матросках и белых платьицах, взрослые прочили «новую и прекрасную жизнь», когда вся Россия будет «вишнёвым садом», а Германия вспомнит мистическое «наследие предков». Они, рождённые и воспитанные для восприятия радости, оказались всего лишь заложниками идей и социальных экспериментов, о которых так мечтали их родители – идеалисты.

Отправить комментарий