Эффективное воспитание ребенка до 2 лет. Воспитание ребенка в 2 года. Возрастные особенности ребенка от 1 до 2 лет: развитие и воспитание ребенка

В течение второго года жизни происходят значительные изменения в развитии ребенка. Когда вашему ребенку исполнился год, он лишь начинал самостоятельно ходить, а к 2 годам он не только может влезть на стулья, на кровать, но и ходить по лестнице, да не по-детски, а как взрослый, наступая по очереди то правой, то левой ногой.  

В течение второго года жизни происходят значительные изменения в развитии ребенка. Когда вашему ребенку исполнился год, он лишь начинал самостоятельно ходить, а к 2 годам он не только может влезть на стулья, на кровать, но и ходить по лестнице, да не по-детски, а как взрослый, наступая по очереди то правой, то левой ногой.

Особенно велики достижения ребенка в овладении речью: если к 1 году ребенок только начинал понимать речь взрослого, то к 2 годам он уже начинает говорить фразами, употреблять глаголы, местоимения, наречия, склонять существительные. Расширяется интерес ребенка ко всему окружающему.

Уровень развития ребенка зависит главным образом, как уже говорилось, от того внимания, которое уделяют родители его всестороннему воспитанию. В семье необходимо создать условия для полноценной, радостной жизни малыша.

Какие же задачи стоят перед родителями, воспитывающими ребенка 1-2 летнего возраста?

Во-первых, надо правильно организовать режим дня, чтобы он соответствовал его возрастным особенностям. Только при этом условии могут быть обеспечены правильное развитие всего организма ребенка, его хорошее самочувствие. Если ребенок живет по режиму, в определенное время у него появляется желание есть и он с аппетитом съедает все, что ему положено, спокойно и быстро засыпает; он достаточное время бывает на воздухе. Режим дисциплинирует ребенка, предупреждает возникновение конфликтов между ним и взрослыми.

Дисциплина должна быть хорошо продумана, т.к. это залог хорошего поведения. При воспитании детей необходимо проактивно использовать понятие дисциплины. Благодаря этому у ребенка Вы развиваете чувство ответственности, воспитываете в ребенке самооценку, а также укрепляете свои отношения с ребенком.

По мере роста и развития ребенка очень важно осваивать и комбинировать различные приемы воспитания. Все приемы в воспитании должны соответствовать возрасту ребенка, чтоб он понимал разницу между плохим и хорошим поведением. Дети младше 18 месяцев не могут понять этих концепций.

Ни один из советов не является универсальным. Опытные родители вырабатывают различные способы и подходы в воспитании детей:

 

  •     Игнорируют раздражающее поведение. Игнорируйте поведение, которое не повредит Вашему ребенку, например, плач, плохие привычки или приступы гнева. Никогда не игнорируйте поведение, которое может привести к возникновению опасных ситуаций. И хотя Вам трудно сохранять спокойствие, именно благодаря этому ребенок поймет, что благодаря капризам не добьется Вашего внимания, а именно это он и ищет. Следует учитывать, что этот прием будет успешным только в том случае, если Вы игнорируете плохое поведение, но хвалите ребенка за успехи. Поведение, которое Вы игнорируете, сводится на нет, а вот поведение на которое Вы реагируете – прогрессирует.
  •     Используют выражения лица и язык тела, чтоб показать свое отношение к поведению ребенка. Благодаря выражению лица и языку тела Вы сможете показать ребенку свое разочарование из-за его/ее плохого поведения. Более старшим детям можно сказать, что их поведение Вас расстроило или разозлило.
  •     Используют логическую последовательность. Пусть ребенок ощутит последствия своих действий. Например, лишите ребенка привилегий, которые ассоциируются с плохим поведением. Если ребенок:
  1.         Злоупотребляет игрушкой, заберите ее у него на короткое время. (Если ребенок утрачивает что-то на длительный период, то его внимание фокусируется на негодовании, и он теряет смысл урока)
  2.         Пишет на стене карандашами, заставьте его помочь вымыть стену и заберите карандаши на короткий период.
  •     Отвлекаю ребенка. Попытайтесь отвлечь ребенка, который начинает себя плохо вести. Например, если ребенок не может поделиться игрушкой, покажите ему/ей другую игрушку.
  •     Хвалят ребенка за хорошее поведение. Установите простые правила и хвалите ребенка за то, что он их соблюдает. Например, когда собирают игрушки, ребенок может посмотреть телевизор; когда ребенок приходит из школы, то может пригласить к себе друга.
  •     Создают условия для хорошего поведения. Помогите ребенку вести себя хорошо. Например, перепланируйте помещение, установите корзины для игрушек ребенка.
  •     Моделируют правильное поведение. Терпеливо показывайте ребенку как надо себя правильно вести и выполнять задания.
  •     Умело используют «тайм-ауты». Используйте «тайм-ауты» после 3 лет, чтоб ответить на опасное поведение, например, Кусание, драка или преднамеренная поломка чего-либо. Объясните, что ребенок сделал не так и как ему надо вести себя в следующий раз. Выдерживайте «тайм-аут» в 1 минуту для каждого года, но не более 5 минут. После этого объясните ребенку, в каких случаях он вел себя правильно.

К трехлетию — в три этапа

Прежде чем достигнуть 3-летия, малыш проходит три этапа своей жизни. Каждому родителю необходимо знать об этом, так как понимание особенностей каждого из периодов — это путь к пониманию собственного ребенка.

Этап 1-й: от 1 до 1,5 лет. В это время малыш начинает самостоятельно ходить и говорить, а значит, расширяется поле его деятельности. Маленькие ножки успевают повсюду, маленькие ручки залезают в шкафы и столы, ребенок часто падает, иногда ударяется о твердые предметы, об углы, набивает первые в своей жизни шишки. Этого не удалось избежать еще ни одному здоровому ребенку.

Этап 2-й: от 1,5 до 2 лет. Ребенок продолжает заниматься исследованием всего, что находится вокруг. В этом возрасте можно заметить проявление основных черт характера маленького человечка.

Эта 3-й: от 2 до 3 лет. В это время происходит наиболее активное развитие ребенка 2 лет в интеллектуальном отношении.
Развитие ребенка 2 лет: накопление словарного запаса

Как только малышу исполняется год, родители начинают слышать от него все новые слова. Конечно, большинство звуков ребенку выговаривать еще сложно, и все же в общих чертах его речь становится понятной. В это время происходит активное запоминание и накопление слов. Малыш может долгое время не повторять однажды сказанное слово, но он его не забудет: сочетание звуков надежно отложилось в памяти. Чтобы помочь ребенку быстрее запоминать новые слова, почаще разговаривайте с ним, читайте стихи, проговаривайте вслух свои и его действия, объясняйте, как называется тот или иной предмет. Необходимо уяснить всю важность этого периода: именно сейчас закладывается основа умственного развития ребенка, на которую в дальнейшем, как на леску, нанижутся все остальные знания, получаемые человеком на протяжении всей жизни. Возможно, вам покажется, что малыш слишком плохо выговаривает слова, но не спешите огорчаться: он еще такой маленький! Зато он отлично понимает, что вы ему говорите, и если вы попросите его совершить простое действие (закрыть дверь, принести ложку, положить на стол карандаш) — он с готовностью выполнит вашу просьбу.Воспитание ребенка 2 лет: познание окружающего мира

 Понаблюдайте за 2-летним малышом. Ему все интересно, все хочется взять в ручки, попробовать «на зубок», послушать, как звучит каждый предмет, какой он на ощупь, что с ним можно сделать. Не мешайте маленькому исследователю! Не отнимайте у него все подряд, запрещая трогать чашку, бусы, книгу, газету и т. д. Если в доме есть предметы, действительно опасные для малыша (спички, зажигалка, нож и т. п.), — просто заранее уберите их в недоступные для его рук и глаз места.

Посвятите какое-то время участию в исследованиях вашего первооткрывателя. Заодно и малыш будет под вашим присмотром, а вы сможете вовремя пресечь нежелательные действия. Ребенок открыл тумбочку, начал вытаскивать из нее мамин крем, папин гель для бритья, квитанции? Пусть рассмотрит, ведь он тоже здесь живет и хочет ориентироваться в домашних вещах!

Малыш проник на кухню, заинтересовался крупами, солью, сахаром? Отлично, насыпьте всего по чуть-чуть в блюдечко, пусть попробует! А как интересно пересыпать гречку или рис из одной баночки в другую! Не отбирайте у ребенка возможность приобрести новые знания и навыки, поистине бесценные для него. Слово «нельзя!» должно произноситься только в самых крайних случаях, а совсем не на каждом шагу. 

Занимаясь воспитанием ребенка 2 лет, вы начинаете замечать, что ему вполне достаточно уже одного «тихого часа» в день — после обеда. Все остальное время посвящено познанию окружающего пространства и, конечно, играм. Игрушками для малыша служат часто не столько зайчики, куклы и машинки, сколько предметы, с точки зрения взрослых, совершенно непригодные для игры: тарелки, газеты, молоток, целлофановые пакеты, пуговицы. Постарайтесь сдержаться и не отбирать у ребенка новые «игрушки», лучше понаблюдайте за тем, чтобы он не проглотил пуговицу или не стукнул молотком по пальчикам. Все это — развитие новых навыков и умений.
Падаем и снова встаем

В этом возрасте все без исключения дети много падают. И те родители, которые немедленно бросаются им на помощь, допускают ошибку: задача малыша — научиться самостоятельно падать и вставать. Не волнуйтесь, эти падения не грозят ничем серьезнее шишек и синяков: ведь у малышей очень пластичные косточки, которые практически не боятся переломов в этом возрасте. Каждое падение и последующее вставание — прекрасная тренировка для мышечной системы и вестибулярного аппарата. Более того, для правильного развития ребенка 2 лет частые падения просто необходимы: малыш учится ориентироваться в пространстве, поддерживать равновесие.

Не спешите поднимать своего маленького сына или дочку. Сдержитесь и понаблюдайте: кряхтя, ребенок успешно поднимается сам, хватаясь за тумбочку, кресло, диван. Такой опыт учит малыша справляться с трудностями, а ведь их на жизненном пути таится немало, и вы не сможете оберегать ребенка от всего. Пусть учится!
Как научить ребенка есть самостоятельно?

Большинство детей вполне способны сносно управляться с ложкой и кашей уже в год. Не отнимайте у малыша ложку, а поощряйте его стремление к самостоятельности. Пусть даже первое время после каждого приема пищи вам придется наводить порядок на кухне и стирать детские вещи, путь каша оказывается не столько во рту, сколько на личике ребенка и на полу, рано или поздно все эти неудобства прекратятся, а ваш малыш научится есть самостоятельно.

А вот с чем надо бороться — так это с дурной привычкой ребенка шалить за столом, отвлекаться от еды. Чтобы сразу дать понять ребенку, что этого делать нельзя, попробуйте забрать у него тарелку с кашей. Он сразу поймет, что баловство наказуемо. А если проделать это еще раз или два, баловство прекратится.Выбираем игрушки: для каждого возраста — свои!

Для правильного развития ребенка 2 лет очень важно подбирать соответствующие возрасту игрушки. Понятно, что в полтора – два года вряд ли малыша увлечет сложный конструктор или краски. То есть краски его, конечно, увлекут, но не так, как вы думаете: красками можно не только рисовать в альбоме, ими можно расписывать обои, мебель, телевизор и даже себя! Так что спрячьте пока это все добро подальше, пусть ваш ребенок дорастет до него. А пока самыми лучшими игрушками могут стать кубики, резиновые зверята, небольшие мягкие медвежата и зайцы, игрушечная посуда, мячики и т. п.
А теперь — одеваться!

Обычно дети, достигшие полутора – двух лет, уже могут самостоятельно снимать свою одежду. Не спешите им помогать: пусть привыкают делать это сами. А вот с одеванием несколько труднее. Что ж, придется набраться терпения. Главное, когда надеваете на ребенка какую-то вещь, не спешите и не нервничайте, не ругайте малыша. Он всему научится, если будет спокойно наблюдать за вашими неторопливыми действиями.

Иногда может случиться небольшой каприз: кроха отказывается надевать колготки, кофточку или носки. Не нужно ругаться и кричать, просто отвлеките ребенка чем-нибудь: расскажите ему новый стишок, спросите, с какой игрушкой он хочет идти гулять, пообещайте, что на прогулке поиграете с ним в прятки — а пока он вас внимательно слушает, наденьте то, что нужно.
Изучаем шкафы. Что внутри?

Как бы вы ни старались, все предметы в доме от малыша 1,5–2 лет спрятать не удастся. Ребенок в этом возрасте очень подвижен, что вполне естественно. Что же делать? Ругать, наказывать, отнимать? Ни в коем случае! Просто заранее уберите из его поля зрения все то, что действительно нельзя: опасные, бьющиеся и хрупкие предметы, документы, деньги и т. д. Если вы опасаетесь, что ребенок доберется до отцовских бумаг — спрячьте их в ящик стола и заприте его. Если не хотите, чтобы он повредил ваше любимое платье — уберите его «с глаз долой». Еще один выход — загородить подступы к письменному столу креслом или диванчиком, который станет для маленького шалуна непреодолимым препятствием. Все остальное оставьте малышу для исследований. Пусть рассматривает содержимое шкафов, ящиков и тумбочек, даже если все из них вскоре окажется на полу — не беда, соберете, зато ребенок провел время с пользой. Кстати, собирая все, что вытащил малыш, вы можете наконец-то навести порядок в тех ящиках, куда уже давно собирались добраться, но не было времени. Вот и получится двойная польза. Разбирая и складывая, можно попутно объяснять малышу, как называется та или иная вещица.
Разговариваем вместе с малышом

Как уже было сказано, годовалый ребенок начинает потихоньку выговаривать первые слова. Когда же возраст малыша подходит к полутора годам, это умение совершенствуется, и родители уже могут слышать первые связные предложения. Причем чем чаще и больше родители разговаривают с ребенком, тем быстрее их чадо научится произносить фразы и тем лучше будут построены фразы.

Распространенная ошибка родителей, когда они в разговоре с малышом намеренно коверкают слова, очень вредна. Ведь ребенок именно у вас учится правильности выговора, и вы, сами того не желая, можете «подарить» собственному малышу косноязычие. Именно после коверканья звуков родителями дети начинают шепелявить, картавить, и эту привычку очень сложно искоренить. Другая ошибка — встречать каждую сказанную ребенком фразу взрывом смеха, передразнивать его. Малыш решит, что смеются над ним, и может замкнуться, перестать разговаривать вообще.

Кстати, в полтора – два года речь мальчиков и девочек чаще всего заметно отличается: почти все девочки опережают сверстников — мальчиков в речевом развитии. Но эта разница через короткое время исчезнет, поэтому не нужно сравнивать первые попытки связно разговаривать своего сына с бойкой речью дочери соседки или подруги. Пройдет совсем немного времени, и дети сравняются в своих успехах.

Если все же вам кажется, что для своего возраста малыш разговаривает не очень хорошо или не выговаривает некоторые буквы, посоветуйтесь с логопедом. В любом случае специалист даст вам полезные практические рекомендации.
Подвижный ребенок — это норма!

Между 1,5 и 2 годами наступает время, которое приносит родителям много беспокойства. В этот период ребенок становится настоящим непоседой: за ним не угонишься, он успевает за несколько минут разворошить все вещи в шкафу, разбросать игрушки, разбить тарелку, десяток раз упасть и подняться. Не нужно его постоянно ругать и шлепать! Это приведет к развитию комплекса постоянной вины. А ведь ваш малыш совсем не виноват: он так устроен, что ему нужно обязательно везде залезть и все изучить.

Если же ребенок притих, не бегает, не шалит, а почему-то сидит на одном месте, скорее пощупайте его лоб и померяйте температуру: это признак того, что малыш либо устал и хочет спать, либо приболел.
Ребенку исполнилось два года!

Наступило время активного общения. Теперь ребенку уже недостаточно самостоятельно изучать этот мир — он жаждет пообщаться. С вами, с другими детьми, с зеркалом, с игрушками — неважно. Это опять-таки совершенно естественно: каждому человеку необходимо общение. От вас требуется не кричать поминутно: «Замолчи!», а стараться поддерживать беседу. Уделяйте этому как можно больше времени, и вы окажете своему ребенку неоценимую услугу: поможете развить его интеллект, пополнить словарный запас, научите правильно выговаривать звуки. Разговаривайте с ним все время: пока готовите обед и моете посуду, во время прогулки, перед сном, за игрой и уборкой комнаты.

Воспитание ребенка до 2 лет включает еще один важный момент: обеспечьте малышу общество таких же, как он, карапузов. Если ребенок посещает ясли — общество ему подобных он и так имеет. Если же малыш «домашний» — познакомьте его с детьми во дворе, на детской площадке, почаще ходите с ним в гости или приглашайте к себе подруг с детьми. Ваши усилия не пропадут даром: речевое развитие пойдет семимильными шагами.

В два года ребенок уже уверенно ходит и бегает. При этом часто страдает, спотыкаясь или налетая на разные предметы, мебель, стены. Малышу пока еще сложно координировать свои движения. Помогите ему снизить опасность травматизма. Уберите из комнаты лишние предметы, создайте простор. Ходите на прогулки, причем не по магазинам, а на стадион, на полянку или лужайку, в парк или сквер — одним словом, туда, где можно вволю побегать, а если даже упадешь, то на траву или на землю, и будет не очень больно.

Привлекайте малыша к «взрослым» занятиям, чтобы он мог получить определенные навыки. Если вы заняты чисткой картошки — пусть подает вам клубни, а очищенные бросает в воду; убираете квартиру — предложите ему навести порядок «на своей территории»; стираете — малыш тоже может прополоскать в теплой водичке платочек или маечку.
Маленькие «почемучки»

Никогда не отказывайтесь отвечать на вопросы ребенка, отговариваясь занятостью или усталостью. Так вы приучите малыша или молчать, или искать ответы у других людей. Не ленитесь объяснять, что такое телефон, куда летят птицы, как называется жучок, а как — дерево, для чего нужен снег и почему трава зеленая. Идя на прогулку, не останавливайтесь поболтать с каждой встреченной соседкой, а все свое внимание устремите на ребенка. Каждое «почему» и «зачем» ребенка должно получить надлежащее объяснение, даже если родителям для этого придется залезть в энциклопедию или в Интернет. Иногда вопросы могут озадачить маму с папой — что ж, подумайте, как лучше на них ответить, но не обманывайте и не оставляйте их без ответа.

Не забывайте, что кроха копирует ваше поведение и ваш разговор. Если вы услышали от него «плохие слова» — вспомните, не мог ли он услышать их от вас в минуту гнева. Это нелегко, но необходимо: постоянно держите себя в руках, не «срывайтесь», не позволяйте себе оскорблять малыша, обзывать его, в сердцах говорить обидные вещи. Понятно, что каждый из нас может устать, нам свойственно иногда раздражаться, сердиться, даже злиться. Контролируйте себя в любой ситуации! Не позволяйте себе распускаться и безобразно кричать на малыша. Лучше разговаривайте с ним обо всем на свете. В 2,5 года ребенок обычно знает уже 300 слов, ваша задача — закрепить и развить его знания. Так вы пополните его словарный запас, а ребенок подрастет и будет с благодарностью и любовью вспоминать интересные беседы с мамой и папой.
 

Воспитание ребенка в 2 года

Что там говорить, воспитание ребенка 2 лет, уже не так сложно, чем, скажем, годовалого. В этом возрасте с ним уже можно договориться, объяснить, почему что-то надо делать, а что-то – нет.

Правда, в этот период у ребенка во всей красе просыпается характер, причем, не всегда его лучшие качества. Это, конечно, не способствует воспитанию ребенка 2 лет. Но мы же взрослые люди, и должны знать, где надо уступить, где проявить твердость, где пойти на хитрость.

Не стоит ломать маленькому человеку характер, подминать его под себя. Давайте ребенку право выбора, не давите на него. Исключение – это опасные для жизни ситуации, где достаточно совершить запрещающее для ребенка действие и твердо сказать «нельзя».

Ну а если есть выбор, то почему бы и нет? Если ребенок хочет обуть именно эти сандалии, а не другие, что в этом плохого? А вот если идет дождь, а он хочет сандалии, то надо объяснить, почему лучше надеть такую обувь, и что в сапожках мама разрешит ему пройтись по неглубокой лужице.

Если малыш упрямится, то надо чем-нибудь заинтересовать его. Если не хочет ложиться спать, то, раздевая ребенка, расскажите, чем вы планируете заняться после сна, куда пойдете, что будете интересного делать. Это ведь совсем просто и гораздо приятней, чем приказ «ложись спать». И, согласитесь, больше сопутствует воспитанию ребенка 2 лет.

Мамин помощник. У меня почему-то деятельность двухлетнего ребенка ассоциируется со знаменитой фразой о революции «когда низы не могут, а верхи не хотят». Так вот, в возрасте от 2-х лет ребенок часто знает, что он хочет сделать, но навыков, опыта и силенок для осуществления задуманного ещё не хватает.

Тогда-то он и может впасть в состояние гнева. Задача любой мамы – поддержать ребенка в начинании, но ни в коем случае не сделать намеченное действие вместо него. Никаких «давай я сама»,  только предложение о помощи или разумная подсказка «попробуй вот так». Только тогда воспитание ребенка 2 лет будет позитивным.

В этом возрасте ребенок стремится во всем помогать, и наша задача – дать ему такую возможность. Дети любят помогать и с годовалого возраста, но сейчас мы должны конкретно добиваться положительных результатов труда. Конечно, постепенно, но надо, чтобы раз за разом малыш совершенствовал свои навыки.

Таким образом, воспитание ребенка 2-х лет уже подразумевает какой-то определенный результат. И если ребенок что-то сделал не до конца, плохо, надо уже обращать на это его внимание. В тактичной мягкой форме подсказать, как надо сделать, чтоб получилось лучше.

И конечно, не забывайте хвалить вашего непоседу. Но старайтесь делать это искренне, по поводу. Уделяйте воспитанию ребенка 2 лет как можно больше времени, и тогда к 3-м годам он будет полностью готов к детскому саду.

Возрастные особенности ребенка от 1 до 2 лет

Основные периоды (здесь подразумевается более активное развитие определенных навыков от 1 до 2 лет):

двигательные навыки – более активно развиваются в период 1-1,5 года;
 умственные способности – более активно развиваются в период 1,5-2 года;

Основные навыки:

 новые действия;
 развитие речи;

 Понимание речи:

в 1 год и 3 месяца малыш понимает простые указания с одним действием, например: «Принеси мячик»;
к 2 годам ребенок может выполнить указание с 2 действиями, например: «Найди, пожалуйста, мячик и принеси мне»;

Остережения и переключение внимания (чтобы остановить нежелательное поведение):

 ребенок до 1,5 лет – у взрослых должны быть слова и действия:

   словесные остережения взрослых должны сопровождаться активными действиями, например: недостаточно сказать «не трогай» или «положи», нужно сказав, подойти к ребенку, дать ему безопасный предмет и вытащить у него из рук нежелательный предмет; если ребенок тянет кошку за хвост, нужно подойти к нему, вытащить из его руки хвост кошки и погладить его рукой кошку, при этом говоря: «Погладь кошечку. Не тяни за хвост кошечку.»;
    чтобы отвлечь ребенка от нежелательного действия и переключить его внимание, в качестве «приманки» необходимы активные занятия: например, если ребенок пошел в нежелательном направлении, можно взять его за руку и затем позволить ему шлепать по своей руке – обратить это в игру, вместо того чтобы насильно удерживать ребенка (этот пример приводят Сирсы);

Ребенок 1,5-2 года – может быть достаточно только слов взрослых:

 к 2 годам ребенок способен выполнить словесные указания, которые не подкреплены действием взрослых;
 после 1,5 лет ребенок может прислушаться, если родитель скажет: «Не сейчас. Может быть, позже.»

Некоторые особенности ребенка от 1 до 2 лет:

  конкретное мышление, неспособность обобщать – ребенок не понимает, что горячая плита означает не только горячую плиту дома, но и в гостях, на каждом новом месте родителю необходимо предупреждать ребенка, что там тоже плита горячая;
    негативные фазы, зигзаги в развитии – Сирсы пишут, что малыш может в течение 2 месяцев быть невыносимым, а в последующие 3 месяца вести себя как ангелочек; во время негативной фазы ребенок может стать упрямым, непослушным, часто говорить «нет», отдаляться от родителей – просто ему нужно отработать прием «сделай сам», а для этого нужно пространство, – родителям не нужно принимать это близко к сердцу, эта фаза вскоре минует и наступит фаза воссоединения, когда ребенок снова приблизится к родителям – в этот момент ему нужна эмоциональная подпитка, это подходящая возможность наладить с ним отношения;
    упорство, повтор, вставание после падения – даже если ребенок испытал физическую боль, он все равно продолжает делать то же самое (например, мой сын засунул пальчик в горячий чай, обжегся, я его успокоила, через некоторое время он опять полез к кружке с чаем, я ее отодвинула в сторону, или на улице засунул пальчик в трубу, не смог сразу вытащить, заплакал, я ему помогла, через несколько минут он опять хотел засунуть пальчик в ту же трубу, я уже не дала это сделать), в нем говорит потребность исследователя; в этом есть и польза — так ребенок учится новому действию: когда ребенок осваивает полезный навык, например, ходить, он падает, затем встает и снова продолжает попытки;
    в речи ребенка одно и то же слово может иметь много значений – если ребенок не может выговаривать все звуки: «ка-ка» — это означает «книжка», игрушка лягушка (т.е. ква-ква), игрушка утенок (т.е. «кря-кря») и т.п. (так говорил мой сын); первое время родителю приходится уточнять, спрашивать у малыша (когда мой сын говорил: «Ка-ка», — я спрашивала: «Книжка?» — он отвечал: «Да», — если хотел книжку, если не хотел, то мотал головой и продолжала спрашивать дальше: «Лягушка?» и т.д.), хорошо, когда ребенок дополнительно к своим словам делает жесты, уточняя, что именно он хочет (со временем мой сын стал показывать: если нужна была книжка, он показывал на шкаф с книгами, если игрушка лягушка, то он показывал в сторону коробки с игрушками).

Таким образом, друзья, мы рассмотрели, основные возрастные особенности, которые имеет ребенок 1 года (т.е. ребенок от 1 до 2 лет). Это помогает лучше его понять и находить наиболее приемлемый подход для его воспитания и развития. В следующей статье «Воспитание и развитие ребенка от года до двух лет» мы рассмотрим еще некоторые детали, что необходимо делать родителям в этот период.

Психическое и социальное развитие ребенка 2-3 лет

Ребенок, как и прежде, очень эмоционален - он, как оголенный провод, очень чувствителен к Вашей похвале и порицанию. Будучи психологически привязанным к Вам, тем не менее, он проявляет нескрываемый интерес и к посторонним, особенно если они ему симпатичны.

К тому же, у крохи возникает потребность в общении с другими детьми. Ему нравится играть со сверстниками в сюжетно-ролевые игры. Но, по мнению детских психологов, посещать детский сад ему еще не время, исходя из все той же сильной привязанности к маме - нити, которую нельзя обрывать так рано и резко. Об этом статья: «Когда вести ребенка в детский сад...»

Разногласия во мнениях

Итак, в процессе активной деятельности, Ваш малыш осознает и начинает отстаивать собственные желания и намерения. Которые не всегда совпадают с Вашими - возникают разногласия. При всем при этом, Вы для него - образец поведения и отношения к окружающему, кроха, как и прежде, сильно привязан к Вам. Что там говорить, даже собственные открытия и достижения – для него ничто, если Вы не обратили на них внимания.
Для того, чтобы вывести общение с ребенком на новый продуктивный уровень - Вам необходимо:

- оставаться достойным примером для подражания;

- деликатно относиться к формированию чувства собственного достоинства малыша;

- предоставлять ему как можно больше возможностей для активности и самовыражения, "свободы действий". Вам необходимо, как говорится, «идти за ребенком», аккуратно поворачивая его интересы в полезное русло;

- давать ему право выбора, даже если это проявляется в мелочах: «Какую кофточку ты хочешь надеть? Из какой кружки будешь пить сок?»;

- проявлять неподдельный интерес к занятиям и увлечениям крохи.

Так вам удастся значительно смягчить кризис общения  с ребенком, возникающий на рубеже трех лет.

    «Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе» Джералдин Чейпи.

Вот почему Ваша совместная с ребенком деятельность (предметная и ролевая игра, продуктивные творческие занятия, спорт) сейчас особенно важна не только для развития его умственных и физических способностей, но и для позитивного воспитания, сохранения «мира в семье».Развитие ребенка в игре, предметной деятельности продуктивной деятельности

В период от 2-ух, а особенно от 2,5 до 3 лет впервые очень интенсивными темпами развивается воображение. Теперь малыш активно может действовать в воображаемой ситуации. Попросите его показать, как киска тихо-тихо крадется на лапках (встает на носочки), как ползет и шипит змея – войти в роль у крохи получится просто замечательно.
С развитием воображения и памяти становятся актуальны продуктивные виды творческой деятельности:

- лепка из пластилина (продукт - скульптурка), создание поделок из различных подручных материалов, особенно натуральных, природных; Обратите внимание на наш каталог поделок для детей  – возможно, там Вы найдете для себя идею, чем заняться с малышом уже сегодня вечером;

- рисование (продукт - рисунок) – по этому пункту ищите вдохновение в нашем бесплатном авторском курсе «Уроки рисования для детей»;

- конструирование (продукт – постройка), возможно, Вам пригодятся также наши рекомендации «Как играть с ребенком в кубики и конструктор»;

- и, конечно же - игра (ролевое поведение) и др.

На последнем пункте хотелось бы немного остановиться…
Игра в жизни ребенка 2-3 лет

Особенности сюжетной игры у ребенка 2-3 лет:

Внимание крохи пока еще не очень устойчиво, особенно в начале третьего года. Тем не менее, он может сосредоточиться на интересной для него деятельности, на 12-15 минут.

- у малыша от 2 до 2, 5 лет сюжетная игра более разнообразна по содержанию, чем раньше, но при этом, механически показывая действия окружающих его людей, он не берет на себя роли в полном смысле этого слова.

- от 2,5 до 3 лет - кроха постепенно и с увлечением участвует в ролевых играх: отражает в своей игре собственный жизненный опыт, а беря на себя роль доктора, продавца, мамы и др. - условно выполняет действия взрослых.

Игра играет огромную роль в умственном, физическом, психическом и социальном развитии ребенка, потому что она не только касается всех сфер его жизнедеятельности, но и ведет их за собой. Недаром ее называют ведущей деятельностью дошкольника.

Об теме игры - просто невозможно написать в двух словах, поэтому мы создали на сайте «У Совёнка» специальные разделы:

- "Лучшие развивающие игры для ребенка 1-3 лет" – тут Вы найдете ответы на вопросы, такие как, «Как играть в сюжетные (ролевые) игры с ребенком» и т.д. А также множество примерных игр, направленных на умственное, музыкальное, социальное и физическое развитие ребенка.

-  "Лучшие развивающие игрушки для ребенка 1-3 лет", эти статьи помогут Вам правильно сориентироваться в современной индустрии игрушек и суметь выбрать только безопасные, только полезные для развития личности Вашего ребенка, игрушки.

Подытожим, что все вышеуказанные виды практической деятельности на данном этапе, помогут развить отражательную способность детского мозга, и, как следствие, активизируют умственную активность, формируют интеллект. Подчеркнем – именно виды практической деятельности, а не «псевдоразвивающее» видео или пассивные методики раннего развития, от которых так и ломятся полки в магазинах.

Особенно осторожно нужно относиться к мультфильмам в повседневности Вашего ребенка – об этом подробнее здесь: «Мультфильмы как средство воспитания..... или расстройства детской психики?»

Почему же дети идут на эти изнурительные истерики?

Да потому, что поняли: подобные вспышки хоть и не цивилизованный, но крайне успешный маневр, позволяющий привлечь внимание. Вы должны быть готовы к тому, что ваш ребенок попробует подобное поведение на вас, причем это в равной степени относится как к мальчикам, так и к девочкам. Будет или нет устраивать истерики ваш ребенок, чтобы добиться своего, зависит от вашей реакции на первую попытку такого рода. Как только ребенок поймет, что у него получилось, что он добился своего, вероятнее всего малыш прибегнет к этому средству еще раз, и второй, и третий...

Если ребенок привык с помощью истерик регулярно добиваться своего, то, конечно, будет продолжать в том же духе много лет. До тех пор, пока хорошенько не усвоит: этот номер не пройдет. Так что вся трудность не в его поведении, а в вашем отношении.
Что делать?

Главное — спокойствие, только спокойствие...

1. Как только ребенок начнет истерику, откажитесь общаться с ним до тех пор, пока он не успокоится. Очень твердо скажите "нет" и ни в какие споры, уговоры и переговоры не вступайте. Никаких шлепков и подзатыльников. Иначе у ребенка появится "официальный" повод рыдать дальше, а вы, почувствовав свою вину, уступите.

2. Истерика любит зрителей. Если она проводится дома, оставьте ребенка одного. Предварительно проверьте, чтобы "зона", где находится ваш ребенок, была безопасной.
Если истерика настигла ваше дитя на улице — оставайтесь рядом, но сделайте вид, что эти вопли вам не мешают. Да, это трудно, но действенно. Не реагируйте на реплики прохожих! Не поддавайтесь, даже если окружающие взывают к совести — ребенка или вашей. В конце концов, прохожие пройдут, а ребенок и его фокусы останутся при вас.
3. Не уступайте ни за что. Ребенок должен понять, что манипулировать собой вы не позволите, и такое поведение терпеть не будете. Самое сложное в этом тяжком испытании — самому оставаться спокойным. Вспышки раздражения ужасны, поэтому ваше спокойствие поможет ребенку вернуться в нормальное состояние.

4. Ждите. Время работает на вас. Ребенок должен понять, и непременно поймет, что таким способом вас из равновесия не выведет и своего не добьется. В переговоры можно вступать только тогда, когда ребенок утихнет. Теперь вы можете обнять и посочувствовать малышу: "Мне очень жаль, что ты не сдержался...", "Я знаю, тебе было плохо".

5. Спросите, что он чувствует. Учите ребенка выражать свое недовольство словами: как ни странно, но дети этого делать не умеют. Пусть ребенок скажет, что он чувствует: "я злюсь", "мне обидно", "я расстроена". Такое словесное выражение своих чувств научит его снимать напряжение заранее, не доводя себя до истеричного состояния.

6. Будьте внимательны: не позволяйте ребенку использовать истерики для того, чтобы увильнуть от каких-либо обязанностей (например, от работы по дому или выполнения уроков). Он должен знать, как только он вернется в нормальное состояние, ему придется закончить начатое дело.

7. Если ребенок прибегает к вспышкам раздражения и с другими людьми, например вашими родителями, учителями, родственниками, приходящими нянями, согласуйте с ними план, как вести себя в таких ситуациях. Для подавления неуправляемого поведения жизненно важна последовательность.

Истерики занимают одно из первых мест в "перечне несносных типов поведения детей". Исправление такого поведения — это тяжелая, кропотливая работа. Выбрав определенную тактику во время вспышек, очень важно придерживаться ее каждый раз, когда ребенок впадает в это состояние, чтобы он знал, что ваша реакция неизменна.

Комментарии

Чтв, 01/30/2014 - 21:14 — Анонимный

Любопытно, что этот сайт нашёл с помощью одной биржи. Благодарю её, так как полезных материалов здесь уйма. К примеру, в этом материале узнал о возрастных особенностях ребенка от одного до 2-х лет.

Срд, 02/26/2014 - 00:17 — Анонимный

www.maluch.ru как с вами сотрудничать

Суб, 08/23/2014 - 23:16 — Анонимный

 Спасибо большое за статью! В отпуске совсем потеряла контроль над сыном, он просто перестал реагировать на мои замечания. Я оказалась в полной растерянности, думала что нет выхода, кроме как наказания ремнем. В статье нашла для себя очень полезную информацию, а фраза "Малыш, если ты будешь так плохо себя вести, то маме придется тебя наказать! А мне этого так не хочется!", - оказалась просто волшебной. Сегодня мы провели прекрасный день! Я хвалила ребенка, когда он вел себя хорошо, и повторяла "волшебную" фразу всякий раз, когда это было нужно. Мне каждый раз удавалось самой не потерять самообладание и не разочаровать свое любимое чадо. Еще раз спасибо! Светлана.

Похожие товары

Изображение
Почему и чем опасен детский сад для ребенка? Уроки добра. Дети для детей: братская дружба
«Малыши очень страдают без родителей. Это может привести к тому, что в будущем такой ребенок будет чувствовать себя лишним в обществе. Ведь в детстве ему не уделялось достаточно внимания. Его недолюбили. У такой детворы может развиться заниженная самооценка. А бывает наоборот: парень или девушка растут эгоистичными и потом мстят родителям за невнимание», – говорит психолог Елена Химченко.
 ...
Отзывы :0шт.
Учим детей грамоте с пеленок!
Как быстро научить ребенка читать? я расскажу вам об этом. Рассказывать сказки и петь песенки я начала своему малышу еще с первых месяцев беременности. Я считаю, что ребенок слышит маму и чувствует себя в безопасности, когда она разговариваем с ним.  
Отзывы :0шт.
Как научить ребенка месяцам года быстро? Учим ребенка разбираться в часах и времени?
Развитию ребенка любого возраста надо уделять много внимания и времени. Чем старше становится малыш, тем больше вопросов он вам начинает задавать: «Что это такое? Зачем это?». Детей интересует все и когда речь заходит о чем-нибудь серьезном, родители долго думают, как же это объяснить ребенку. Одним из таких вопросов может стать: «Мама, а что такое декабрь?». Как же объяснить ребенку, что такое...
Отзывы :0шт.
Научите ребенка радоваться и получать удовольствия от каких-то других вещей, чтобы это не требовалось делать через вредную привычку.
Мы, взрослые, относимся к ним отвратительно и всякий раз, замечая такие проявления в своих детях, немедленно одергиваем их. А дети и не думают бороться с привычками и, чтобы не навлекать на себя родительский гнев, удовлетворяют свои потребности тайком – тогда, когда мы не видим.  
Мы, взрослые, относимся к ним отвратительно и всякий раз, замечая такие проявления в своих детях, немедленно...
Отзывы :0шт.
Когда начинать приучать к горшку ребенка?
Все мамы и папы непременно хотят, чтобы их чадо как можно быстрее начало ходить на горшок. Необходимо ли стремиться к раннему приучению к горшку? Как приучить к горшку? В каком возрасте правильнее всего это будет сделать?  
Отзывы :0шт.