Почему ребенок стал заикаться? Заикание и его симптомы. Методика лечения заикания у детей

     

    Медики выделяют тонические судороги, проявляющиеся в однократных длительных напряжениях мышц, и клонические судороги – повторяющиеся ритмически. Бывают самые разнообразные формы заикания у детей, оно может быть как во время речи, так и перед ней.

    Почему ребенок стал заикаться и как с этим бороться?

    В редких случаях нарушение речи может вызвать повреждение головного мозга или осложнение, после какой-то тяжелой болезни. Но главной причиной всегда остается невроз. Он является функциональным заболеванием, возникающим само по себе, и зависит от врожденных особенностей детской нервной системы.

    Отличительной чертой заикания есть то, что оно характерно для младшего дошкольного возраста, и очень редко может образоваться после 6-7 лет. Часто появляется после психических травм, инфекционной болезни или при повреждении эндокринной системы. К заиканию склоны те дети, у которых наблюдается судорожное реагирование. Также его провоцируют болезни внутренних органов, протекающие мучительно долго и сильно воздействующие на нервную систему.

    Лечения дефекта речи начинается с нахождения его причины и ее устранения. Но это может решить только доктор, ведь ребенок иногда полностью здоров, а просто имитирует речь знакомого человека. Такое поведение среди детей вовсе не редкость.

    Как лечить заикание у детей

    Заикание поддается лечению и этим нужно заниматься. Его можно либо уменьшить, либо вылечить окончательно. Только с подобным лучше обращаться к специалисту, а не пытаться сделать что-либо самостоятельно. Врач знает все возможные причины болезни и методы их устранения, а простой человек не всегда сможет принять правильное решение и добиться успеха. На помощь детям, страдающим заиканием, приходят логопеды, невропатологи и психоневрологи. Они хорошо разбираются в исправлении нарушенной речи и быстро найдут подходящую методику для конкретного случая. Главное не привести болезнь в запущение и не создать еще больше проблем.

    Профилактические меры заикания

    Что касается предупреждения заикания, то тут можно посоветовать, вовремя исправлять любые речевые ошибки и неточности. Также нужно уделять внимание правильному произношению, чтоб ребенок говорил четко и разборчиво, а не быстро, «глотая» слова и буквы.

    Как воспитывать ребенка-заику?

    Негативная сторона заикания в том, что оно очень влияет на формирование детской психики, и приводит к тому, что человек замыкается в себе, стыдится разговаривать с окружающими и плохо чувствует себя в коллективе. К такому ребенку нужно относиться особенно, позволить ему понять, что он не хуже других, только временно заболел.

    Это сложно и трудно, так как при поступлении в школу проблема обостряется. Там много причин, по которым ребенок не может сосредоточиться на вылечивании болезни, а просто начинает воспринимать себя как неполноценную личность. Это и страх перед публикой, и боязнь спросить чего-то у учителя, не вызвав смех у одноклассников, и масса подобных моментов. На фоне такого психологического состояния позже развивается вегетативный невроз.

    Конечно, бывают дети с сильным характером, они не стесняются говорить, а наоборот определяют для себя более легкие слова и выражения, оптимальную скорость речи. Так происходит развитие личности, и у ребенка уже нет ложного стыда, он спокойно общается со сверстниками. Но даже в этом случае, поддержка со стороны родителей и взрослых никогда не помешает.

    Их задачей становится обратить внимание ребенка не на свой дефект, а на что-то другое. Вырастить его сильным и физически выносливым, что хорошо поможет во время лечения. Важно помнить, что заикание – болезнь не на всю жизнь, она проходит. Как правило, в двадцать пять лет его можно наблюдать только в слабой форме. А с годами это вообще пройдет само собой.

    Заикание и его симптомы

      Заикание - не только сложное речевое расстройство, но и заболевание всего организма. И поэтому наряду с педагогическими мерами заикающиеся дети нуждаются в специальном общеукрепляющем лечении.
    Заикание - явление довольно распространенное. Однако повседневные наблюдения показывают, что у взрослых нет четкого представления о заикании, отчетливого понимания психологии заикающихся, знания научно-обоснованных путей профилактики и лечения.
    Опросы родителей показали, что в большинстве своем они понимают заикание как некую «механическую поломку» звукопроизношения, не связывают его со сложными психическими процессами. Отсюда и чисто формальный подход к воспитанию и обучению заикающихся. Как же современная наука трактует этот феномен? Исходя из учения И. П. Павлова, заикание рассматривают как частный вид невроза - логоневроз (речевой невроз), возникающий в результате функционального нарушения высшей нервной деятельности.
    Известно, что в коре головного мозга непрерывно протекают два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса - возбуждение и торможение. В норме, уравновешивая друг друга, они создают покой и благополучие для всего организма, так называемое состояние комфорта. Но когда взаимоуравновешенность этих процессов нарушается, возникает явление, которое И. П. Павлов образно назвал «сшибкой». Образовавшийся в результате такой «сшибки» больной очаг изменяет взаимодействие между корой и подкоркой. Выйдя из-под контроля коры, подкорковые образования начинают рассылать беспорядочные импульсы в кору, в том числе и в зону воспроизведения речи, обусловливая появление судорог в различных отделах речевого аппарата (гортань, глотка, язык, губы). В результате отдельные его компоненты срабатывают раньше, другие - позже. Темп и плавность речевых движений нарушается - голосовые связки плотно смыкаются или размыкаются, голос внезапно исчезает, слова произносятся шепотом и пролангированно (удлиненно) - пп-поле, ббб-бе-береза, отчего мысль высказывается расплывчато, не доводится до конца, становится непонятной для окружающих.
    В этой связи встает вопрос: «Какие же факторы отрицательно влияют на нормальное протекание возбуждения и торможения?» Причин несколько. Но главная из них - это слабость нервной системы, чаще всего обусловленная инфекционными заболеваниями (осложнения после кори, скарлатины, менингита, энцефалита), вяло текущая хроническая патология - ревматизм, воспаление легких и т. д. Иногда дети рождаются с ослабленной нервной системой, которая явилась следствием неблагоприятного протекания беременности.
    Мы назвали группу причин болезнетворного характера, но есть и другая группа - дефекты воспитания. Ненормальная бытовая обстановка, ссоры родителей в присутствии ребенка, неровное отношение к нему (окрики, запугивания, наказания), наконец, разные требования в семье ранят детскую психику и влекут за собой речевое расстройство.
    Науке и практике известны и многие другие факторы, например, леворукость, подражание, запинки в речи, нарушение звукопроизношения, речевое недоразвитие и т. д. Кстати, нежелательно как отставание, так и чрезмерно бурное развитие речи, побуждение детей к освоению сложных слов и предложений. Бывает и так, что ребенок, подражая неряшливой речи окружающих, стремится поскорее высказать свои мысли, сбивается, путается в звуках и начинает заикаться.
    Однако для проявления заикания недостаточно перечисленных факторов. Своего рода толчком, пусковым механизмом заикания служат такие раздражители, как испуг, конфликтные ситуации, тяжелые эмоциональные переживания. Отсюда становится понятным, почему дети чаще начинают заикаться после перенесенных заболеваний: ослабленная нервная система резко реагирует на сильные раздражители, на грубый окрик и т. д.
    Заикание в большинстве случаев связывают с испугом (нападение животных, наезд автомашин, пожары, утопление, крик петуха, наказания, эмоциональные напряжения). И действительно, около 70 процентов случаев заикания связано с психическими травмами. Могут возразить: «Многие дети пугаются, однако далеко не все из них заикаются». Что верно, то верно. Быть или не быть заиканию всецело зависит, как мы заметили, от ряда привходящих обстоятельств - состояния нервной системы в момент психического травмирования, силы травмирующего раздражителя и т. д.
    Заикание развивается обычно у детей от двух до пяти лет, т. е. в самый бурный период становления речи. В системе других психических процессов речь наиболее хрупкая и уязвимая в силу своей «молодости», и поэтому нагрузки на нервную систему прямо или косвенно влияют на речевую деятельность. У маленьких детей отсутствуют прочные тормозные реакции. Малыши легко возбуждаются, а возбуждение может приводить к судорогам, в том числе и к судорогам речевого аппарата - заиканию. У мальчиков заикание встречается в три раза чаще, чем у девочек. Ученые объясняют это явление тем, что мальчики ввиду их более активного образа жизни подвергаются более частым травмирующим возможностям. У сельских школьников заикание наблюдается реже, чем у городскик. В сельской местности меньше травмирующих факторов, там более спокойный и размеренный ритм жизни.

    СИМПТОМЫ ЗАИКАНИЯ

    Заикание протекает по-разному, но определить заболевание не трудно. Оно проявляется либо в навязчивом повторении звуков и слогов, либо в непроизвольных остановках, задержках, часто сопровождающихся судорогами речевых органов. Судорогами поражаются голосовые связки, мышцы глотки, языка, губ. Наличие судорог в речевом потоке является главным феноменом заикания. Они различаются по частоте, месту поражения и продолжительности. От характера судорог зависит тяжесть заикания. Напряженность органов произношения не позволяет заикающемуся точно, ясно, ритмично вести разговор. Расстраивается и голос - у заикающихся он неуверенный, хриплый, слабый.
    Существует мнение, что в основе заикания лежит блокирование (выключение) голосообразования. И действительно, ряд опытов подтверждает эту мысль. Заикаясь, ребенок тратит большие физические силы. При разговоре его лицо покрывается красными пятнами, липким холодным потом, а после высказывания он нередко испытывает ощущение усталости.
    Отдельные звуки, слоги, слова становятся настолько трудными, что дети избегают употреблять их, от чего речь обедняется, упрощается, становится неточной, малопонятной. Особенно большие трудности возникают при воспроизведении связных рассказов. И, чтобы облегчить свое положение, малыши начинают употреблять звуки, слова или даже целые словосочетания, которые не имеют никакого отношения к предмету высказывания. Эти «чужеродные» звуки и слова называются уловками. В качестве речевых уловок используются «а», «э», «вот», «ну», «и».
    Помимо речевых, у заикающихся детей формируются и двигательные уловки: дети сжимают кулаки, переступают с ноги на ногу, взмахивают руками, пожимают плечами, шмыгают носом и т. д. Эти вспомогательные движения облегчают ребенку высказывание, а в дальнейшем, закрепляясь, становятся составной частью речевого акта. Лишние движения вносят разлад в координированную моторику, загружают психику дополнительной работой.

    У некоторых дошкольников появляется страх перед речью. Еще не приступив к разговору, ребенок начинает волноваться от того, что станет заикаться, что его не поймут, плохо оценят. Появляется неуверенность в речи, настороженность, мнительность. Дети болезненно ощущают разницу между собой и сверстниками. Если к тому же товарищи смеются над ними, передразнивают, а взрослые бранят за неправильную речь, заикающиеся дети уходят в себя, становятся раздражительными, пугливыми, у них появляется чувство собственной неполноценности, что еще больше угнетает психику, усугубляет заикание.
    Психологические наслоения бывают настолько выраженными, что в первую очередь приходится направлять усилия на упорядочение поведения, а уже затем на борьбу с заиканием.
    У заикающихся нарушена координированность в движениях. У одних - двигательное беспокойство и расторможенность, у других - угловатость и скованность. Вот почему заикающиеся обыччо избегают поделок, требующих тонких движений пальцев. Но на этом признаки заикания не исчерпываются. У заикающихся формируются нежелательные черты характера - раздражительность, плаксивость, обидчивость, замкнутость, недоверчивость, негативизм, упрямство и даже агрессивность.
    Заикающиеся дошкольники более подвержены простудным заболеваниям, чем обычные дети, у них чаще нарушаются сон, аппетит. Если говорить о динамике заикания, то оно поражает рядом характерных особенностей - непостоянством клинической картины, приспособляемостью и видоизменяемостью. Нередко более сложная форма речи произносится свободнее, чем облегченная. В весенне-летний период заикание сглаживается, в осенне-зимний - усиливается. В незнакомой обстановке оно проявляется сильнее, чем в знакомой. На тяжесть заикания оказывает влияние и ситуация, в которой находится ребенок. В детском саду оно усугубляется, в кругу товарищей и семьи ребенок чувствует себя свободнее. На занятиях по труду речь гораздо увереннее, чем на занятиях по родному языку. Заикание усугубляется по мере нарастания утомления. В начале дня дефект проявляется менее грубо, чем в конце. Отсюда вывод, что с заикающимися надо проводить занятия в утреннее время.
    Когда ребенок находится один, он не заикается. Не заикаются дети при пении, чтении стихов, декламации заученных рассказов. Из изложенного можно сделать вывод, что для исправления дефекта необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на личность в целом.
     

    Методика лечения заикания у детей

       Методика лечения заикания у детей 4- 7 лет
     
    Данной теме я посвятил более 20 лет исследований, сознательного изучения различных «клиник», методик, советов «опытных» логопедов, а так же "народных целителей". Личный опыт лечения у логопедов, даже в условиях больничного стационара позволили, как говориться, «на себе» испытать многие существующие официальные методы «лечения».
     Накопленный опыт позволил систематизировать основные принципы, а так же выявить ошибки, которые усугубляют положение.
       Причины возникновения дефекта речи разные, но имеет смысл общая тенденция: в детстве у некоторых детей развитие мозга (мышления) значительно опережает физическое развитие речевого аппарата, который просто не справляется с быстрым потоком мысли. Вы, наверное, замечали необычайную сообразительность Вашего малыша, его мышление «не по годам».
    Сложные по смыслу предложения, не могут быть произнесены ещё не развитым речевым аппаратом малыша - возникают запинки или неразборчивая речь.   
      Ребенок акцентирует на этом внимание, переживает, возникает на этой почве НЕВРОЗ.
      Большая доля причин- это ранние детские травмы (ушибы, ожёги и т.п), причины психологического характера: «нападки» более старших детей, строгое воспитание   родителями, с применением физичиской силы и т.п.
     Возникающее ВОЛНЕНИЕ, ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЧУВСТВО СТРАХА - это симптомы НЕВРОЗА, который нарушает баланс речи. Заикание- это НЕВРОЗ и мы, точнее Вы – родители, сами вылечите малыша с помощью следующих принципов.
     
      Анализ, осмысление, личный опыт выздоровления привели к отбору главных из них:
     
     В начале расскажу одну историю. Однажды, мне было лет 10 , мой школьный друг рассказал, что давно (!), когда ему было 5 лет, он тоже сильно заикался как я. «Как же тебя вылечили?»- спросил я (наедине с ним я разговаривал лучше, чем обычно). На что он ответил: «Меня выличила моя мама. Ей логопед сказал, что главное в лечении-  две недели НИКАКОГО ВОЛНЕНИЯ». «Но, как же все больницы, занятия у логопедов, на которые потрачено много времени и сил? Неужели так просто!?»- недоверчиво подумал я. Наверное, это был очень опытный логопед, который не всретился мне и моим родителям...  Только спустя много лет, пройдя "тяжелый" путь на пути самопознания, когда мне было за 30, я понял- это была правда, он БЫЛ ПРАВ!
     Пускай не две недели, а за 1-2 месяца вылечить заикание у детей возможно. Упустите момент - придется "лечить" 5-10 и более лет.
     
    ИТАК….

    1. Как ни странно, родители должны начать с себя. Вероятность того, что именно Вы являетесь причиной данной проблемы, очень высока! Часто внешние факторы, например, проблемы на работе или других жизненных ситуаций переносятся на семейные отношения. Возможные семейные ссоры, сопровождающие их крики, оскорбления, даже если они напрямую не относятся к ребёнку могут являться причиной заикания. Тем более если Вы строго обращаетесь с ребёнком, сбой речи- это прямая причина вашего обращения.
       Всё можно поправить. Надо остановиться и подумать, что пошло не так? Попытайтесь найти причину возникновения заикания у ребёнка. ЛЮБОВЬ и ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ - главный принцип семейных отношений и лечения заикания!
       Дайте себе слово, изменить АТМОСФЕРУ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ.
      (Поскольку любого человека сложно в чём либо убедить или переубедить, я предлагаю вам два месяца следовать данным принципам. Если через 2а месяца не будет никаких результатов улучшения, вы мне напишите на электронную почту, указанную ниже. Пока мне ещё никто не написал из более 2000 читателей)       
       Итак два месяца: никаких ссор, скандалов, грубых слов.      
                                                 
                      

    1. Первый принцип: ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ, ВНАЧАЛЕ СДЕЛАЙ ВДОХ, ЗАТЕМ НА ВЫДОХЕ ГОВОРИ.
    Если ребенок запнулся, то сразу ему объясните:" Говори на выдохе. Сначала перед словом сделай ВДОХ, затем ВЫДОХ. НА ВЫДОХЕ ГОВОРИ!»
      Заметьте, что во время запинки дыхание остановлено, иногда ребенок пытается говорить на вдохе (!), начинается подёргивание головой и телом.  Поэтому, важен принцип КОНТРОЛЯ ДЫХАНИЯ, точнее РЕЧИ НА ВЫДОХЕ.

    2. Объясните ребенку, что: " надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО, быстро говорить не нужно, тебя не поймут".
       Ваш смышленый малыш уже в раннем возрасте составляет сложные предложения. Разговаривайте с ним медленно САМИ, тем самым показывая размеренную, неторопливую речь. 10-20 слов в минуту – достаточный темп, понятный собеседнику.
       Некоторые люди успевают сказать на одном выдохе несколько предложений- это очень быстрый темп. Если кто-то из ваших родственников или знакомых: супрупруг(га), братья и/или сестры ребёнка, бабушки, сиделкам, ваши знакомые и друзья - все те, с кем  общается ребенок, разговариваю так быстро, то поговорите с ними, и на своем примере объясните требуемый темп - темп детской речи.
      Начните анализ с себя, как Вы говорите?
     Так же обратите внимание, что ребенок говорит ГРОМКО. Это дает лишнее напряжение речевому аппарату. Объясните ребенку, что надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО и НЕ ГРОМКО. Пусть на первом этапе это будет ШЕПОТ. Поговорите с ним шепотом, постепенно увеличивая звук до приемлемого уровня. Делаете это не в форме строгого наставления, а в форме игры, интересного рассказа.

    3. НЕ СПЕШИТЕ! Бывает так - Вам утром на работу, поэтому спешите в детский садик.(а кто-то позволяет себе кричать на ребёнка)
    Спешка – это враг. Спешка сбивает дыхание, в целом меняется гормональный состав крови.
    Старайтесь медленный темп поддерживать не только в разговоре, но и в других действиях: ходьбе (неторопливый шаг), делах и прочее. Ходите медленно как в садик, так и после садика. Не спешите на прогулках, во время «похода» по магазинам-в любых других случаях. Лучше потратьтесь на маршрутку или такси, или выберете более свободное время.

    4. НЕ КРИЧИТЕ на ребенка, даже НЕ ПОВЫШАЙТЕ ГОЛОСА (тем более НЕ БЕЙТЕ РЕБЕНКА). Забудьте о ремне. Если какую-то шалость не можете простить малышу, то лучше «проказника» поставте в угол. ОН И ТАК ПОЙМЕТ НАКАЗАНИЕ.
     Проследите, чтобы этого не делали другие: "воспитатели" в детском саду - причина до 50% случаев – собственные проблемы «срывают» на детях; близкие люди (Ваш супруг (супруга), старшие братья, сестры, бабушки, сиделки) – все те, с кем часто общается ребенок.- оставшиеся 50% (до 100%) случаев.
     Объясните всем сдерживать эмоции в отношении ребенка, любить и все прощать! Понятно, что без воспитания не обойтись, но постарайтесь смягчить собственные эмоции.  С "кричащим" воспитателем детского сада можно строго поговорить, или прибегнуть к помощи заведующей.
     
    5. ОСАНКА и РАССЛАБЛЕНИЕ. Следите за осанкой ребенка, никакой сутулости, поднимайте подбородок, расправляйте плечи. Сутулость – есть причина снижение объема легких, опускание диафрагмы, усложнение работы межрёберных дыхательных мышц, дыхание останавливается. Это естетственный рефлекс организма когда при опасности тело сжимается. Так же нижняя челюсть не может спокойно двигаться.
      Потому, хорошая осанка (то есть вес верхней части тела опирается на столб позвоночника)-это залог хорошей работы дыхательных мышц. Хороший кислородный обмен нормализует работу мозга!
      Если Вы знаете хорошего массажиста, то лечебный массаж поможет исправить осанку, снять мышечные напряжения. Полезен аккуратный массаж головы: роднички ещё не окостенели, поэтому просто погладьте ребёнка по головке ладошкой.   

    6. Ограждайте ребенка от факторов страха (испуга): громкая музыка, «страшные рассказы», «современные» мультфильмы и фильмы, ссоры в семье и так далее, и тому подобное.
     Прочие возможные причины: например, если муж охотник, обяжите его тушки разделывать на улице и собак домой не водить. В деревне не зачем ребенку показывать бойню. Помните, что, возможно, Ваш ребенок более впечатлителен, чем Вы и эти суровые картины бытия, пока ему знать рано.

    7. ХОРОШИЕ СЛОВА. Если Вашему ребёнку 6 или 7 лет,  то это возраст открытий и поиска..
    К сожалению, открытия происходят не только в хорошем, но и в плохом: ребёнок может повторять плохие ругательные слова, услышанные на улице или по телевизору. Объясните ребёнку, что эти слова нельзя повторять, кто их не повторяет, тот не запинается! 

     

    Похожие товары

    Изображение
    ТЕСТ. Сумеете ли вы воспитать гения? Чем опасны жесткие методы воспитания ребенка?
    Всем известно, что гениями не становятся – ими рождаются. Но в силах родителей заложить фундамент будущего вундеркинда. А готовы ли вы помочь своим детям раскрыть заложенные матушкой-природой таланты? Максимально точно ответьте на вопросы в тесте и точно узнаете.
    Всем известно, что гениями не становятся – ими рождаются. Но в силах родителей заложить фундамент будущего вундеркинда. А готовы...
    Отзывы :0шт.
    Врожденные способности человека проявляются очень рано в виде детских увлечений. Тогда, когда нас еще не ограничивают представления об уровне заработка и престиже того или иного занятия, мы следуем своим истинным склонностям.
     
    Отзывы :0шт.
    Как научить ребенка пить из трубочки?Сначала это будет трудно для вас обоих.
     
    Отзывы :0шт.
    Дети безошибочно распознают фальшивые эмоции взрослых. Эмоциональное воспитание детей …и взрослых
    Размышления наблюдателя «Хватит уже плакать!» «Не плачь, мужчины не плачут!» «Такая большая девочка, и ноешь!» «Посмотри, все детки вокруг не плачут, а ты – плачешь!» «Что ты кричишь, как ненормальный?» «Нельзя так громко смеяться – это неприлично!» «Ну, опять ты со своими капризами!» «Сколько можно ныть? Я уже не могу это слышать!» «Не кричи, а то накажу!»
     Маленькие дети легко распознают...
    Отзывы :0шт.
    Эйдетика для дошкольников – искусство запоминания.
    Эйдетика для дошкольников предлагает эффективные и интересные методы развития памяти, основанные именно на детской способности запоминать яркие образы, чтобы потом с легкостью их воспроизводить.
     
    Отзывы :0шт.