Влияние воспитателя на развитие ребенка - основные моменты. Влияние воспитателя на поведение ребенка. Воспитатель и ребенок развитие и воспитание ребенка

Мы имеем здесь в виду повседневное личное практическое отношение воспитателя, которое нельзя смешивать со знаниями об отношениях, передаваемыми детям воспитателем путем чтения, бесед и т. д. Больше того, повседневные требования и указания детям о том, как относиться друг к другу и к учению, то есть словесное воздействие на детей, оказывает слабое влияние, если не подкрепляется личным отношением учителя к детям, так как дети подражают в своем поведении действиям и поведению учителя.  

Особое место в развитии личности ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте принадлежит окружающим его людям. В младшем дошкольном возрасте с их помощью дети знакомятся с некоторыми правилами общения («нельзя драться», «нельзя кричать», «нельзя отнимать у товарища», «нужно вежливо попросить у товарища», «нужно благодарить его за помощь» и т. п.).

Чем старше становится дошкольник, тем все большее число и более сложные правила взаимоотношений он усваивает. Усвоение их происходит с большим трудом, нежели освоение бытовых правил. К концу дошкольного возраста ребенок усваивает с помощью взрослых также немалое число правил, связанных с трудовой и учебной деятельностью.

Усвоение правил поведения — процесс постепенный. Детально исследовавшая этот процесс В. А. Горбачева так характеризует его: «...Дети младшего детского возраста вначале воспринимают все правила как частные конкретные требования воспитательницы, направленные только к ним самим. В ходе общего развития ребенка, в процессе воспитательной работы с ним, вследствие многократного восприятия одних и тех же требований к себе и другим детям и соблюдения этих правил дети, по мере установления связей с товарищами, начинают осваивать правило как правило, т. е. как обобщенное требование...».

Постепенно возрастает степень осознанности усвоенных правил поведения. Существенное влияние на их выработку оказывает жизненный опыт ребенка, его индивидуально-типологические особенности. Быстрее других воспринимают педагогические требования и усваивают их дети, перешедшие из ясельных групп в группы детского сада, пришедшие из семей, где их воспитывали правильно. Огромное значение в формировании правил поведения детей имеет педагогическая оценка.

К числу важных путей влияния воспитателя на формирование личности ребенка относится путь создания в группе детского сада благоприятного эмоционального климата для психического развития каждого ребенка. Выявление наиболее эффективных путей руководства системой межличностных отношений с Целью создания такого микроклимата является актуальной задачей современной педагогической, детской и социальной психологии.

Интересные данные в этом направлении были получены учеными в ходе социально- психологического исследования, проведенного под руководством Т. А. Репиной. При изучении ценностных ориентации детей, их оценочных отношений психологи обнаружили, что популярность ребенка в группе зависит в первую очередь от успеха, которого он достигает в совместной детской деятельности. Это позволило ученым предположить, что если обеспечить успех в деятельности детям малоактивным, с низким социометрическим статусом, то это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысит их уверенность в себе, активность. В исследовании была поставлена задача выяснить, как влияет успех ребенка в деятельности на отношение к нему сверстников, как изменится их статус, если дать ему ведущую роль, предварительно подготовив его к этому.

Детей обучали способам конструирования со строительным материалом, принимая во внимание ряд преимуществ этой деятельности (результат ее предметно выражен, конструктивные умения, сформированные в этой деятельности, могут быть перенесены в игровую деятельность, сам процесс обучения конструктивной деятельности несложен, данная деятельность представляет интерес для детей детского возраста). Результаты эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу. Под влиянием успешной деятельности малопопулярных детей стало изменяться отношение к ним сверстников. Успех в совместной конструктивной деятельности ранее непопулярных детей положительно сказался как на изменении их статуса, так и на общей самооценке, уровне притязаний. Эмоциональный климат для этих детей в группе улучшился.

В ходе исследования А. А. Рояк были найдены конкретные, различающиеся между собой пути в налаживании отношений между детьми в зависимости от того, какого рода трудности взаимоотношений испытывал ребенок («операциональные » или «мотивационные»). Оказалось, например, что для налаживания положительных отношений со сверстниками у детей с «операциональными» трудностями необходимо было прежде всего обогатить предметно-содержательную сторону игровой деятельности, что осуществлялось путем совместных игр- занятий таких детей с воспитателем.

Требовалась и организация дальнейшего «активного устроения» ребенка в жизни детского общества. Положительные результаты дает объединение таких детей вначале с наиболее доброжелательными детьми, обладающими ярко выраженными положительными личностными качествами. У детей, испытывающих «мотивационные» трудности в общении со сверстниками, для тех, у кого недостаточно сформирована потребность в общении, не следует на первых порах активизировать контакты со сверстниками. Целесообразно вначале подбирать для них 1-2 партнеров, увлечения которых совпадали бы с их основными увлечениями, и лишь затем постепенно и осторожно расширять круг их общения. Успеху в работе с детьми, испытывающими «мотивационные» труд- ности иного характера (авторитарные организаторы), способствует работа, направленная на переориентацию неправильно сформированных мотивов общения, и прежде всего преодоление нежелания считаться с мнением партнеров по игре.

Влияние воспитателя на поведение ребенка

Организатором всей жизни и деятельности детей в школе является учитель. Учитель — самый авторитетный человек для ребенка-первоклассника. Отношение учителя к детям, к их деятельности — самый действенный фактор, формирующий поведение детей.

Мы имеем здесь в виду повседневное личное практическое отношение учителя, которое нельзя смешивать со знаниями об отношениях, передаваемыми детям учителем путем чтения, бесед и т. д. Больше того, повседневные требования и указания детям о том, как относиться друг к другу и к учению, то есть словесное воздействие на детей, оказывает слабое влияние, если не подкрепляется личным отношением учителя к детям, так как первоклассники подражают в своем поведении действиям и поведению учителя.
Важность и необходимость той или иной деятельности, требования ребенок оценивает в значительной степени по тому, какое значение придает им учитель, как учитель относится к данному требованию или деятельности. Поэтому учителю приходится тщательно продумывать каждое свое воздействие, обращение к детям, каждый способ проявления собственного отношения, чтобы форма его соответствовала содержанию и задачам воспитания. Особое значение в этом приобретает работа учителя над выразительностью, эмоциональностью своей речи, как средством передачи детям своего отношения к ним, богатства чувств и переживаний.

Кроме того, степень влияния личности учителя, его требований на поведение детей и особенно на устойчивость их поведения в отсутствие учителя в значительной мере зависит от того, насколько близким и заинтересованным в их успехах оказывается для них учитель, выражает ли он требования к детям только от своего лица или от всей школы и самого детского коллектива. У одних учителей наблюдается стремление постоянно подчеркивать, что их требования к поведению детей — это требования и всех людей, это требования, отражающие интересы и самих детей: «В правилах поведения школьников сказано, что на уроки надо являться без опозданий. Тот, кто опаздывает, мешает нам всем работать, а сам не будет знать того, чему мы научились без него», «Нельзя подсказывать, он должен сам думать, а вы мешаете ему. Я могу подумать, что он не знает» и т. п.
У других же учителей все требования, как правило, предъявляются только от лица учителя. Учитель говорит: «Я сказал», «Я требую», «Я этого не прошу», «Я за это накажу» и т. д. В результате дети прочно связывают все требования учителя только с его личностью, поэтому и перестают выполнять их, как только учитель уходит из поля их зрения. Дети I класса и без этого связывают каждое предъявленное им требование с личностью того, кто его предъявил, и выполняют требование для того, кто его предъявляет. Эта особенность создает известную трудность в формировании у них устойчивого поведения и должна преодолеваться учителем в процессе повседневной работы с детьми.
Постепенное формирование у детей понимания общности требований к ним со стороны всех людей — учителей, родителей, товарищей — является необходимой предпосылкой для приучения детей к правильному поведению не только в присутствии учителя, но и без него, не только в школе, но и вне ее.
Личный пример отношения учителя к детям и к их деятельности способствует усвоению детьми правил взаимоотношений и закреплению соответствующих им навыков, манеры поведения, формированию устойчивой культуры поведения, чувств и речевого общения.
Учитель в I классе — это центр, вокруг которого и под влиянием личного примера которого происходит первоначальное сплочение и становление классного коллектива. Дети, проникнутые безграничным доверием к учителю, привыкают коллективно жить и работать, руководствуясь требованием, словом учителя, поступать так, как поступает и показывает учитель.
Научение детей совместно работать под руководством учителя составляет первую ступень формирования детского коллектива как условия упражнения их в правильных поступках.

Первые коллективные связи, предпосылки и элементы общественного мнения, знания детей друг о друге являются опосредствованными деятельностью и поведением, личностью учителя.
Непосредственные же связи, непосредственный интерес детей друг к другу в I классе формируются постепенно на этой основе, в процессе коллективной деятельности.
Подражание учителю особенно ярко заметно при выполнении детьми общественных поручений, обязанностей дежурных, санитаров, когда они выступают в роли самостоятельных, активных организаторов жизни класса.

Когда учитель строг, требователен, но сухо относится к детям, поддерживает порядок в классе преимущественно наказаниями, дежурные также требовательны и строги в отношении друг к другу и без конца наказывают своих товарищей: «Выйди из строя», «Давай портфель, опять тебе придется поплакать перед учителем» и т. д.
В тех же случаях, когда учитель не только требовательно, строго, но в то же время очень внимательно и даже ласково относится к детям, редко наказывает и больше разъясняет ошибки, учит поступать правильно, там и дети требовательны, но в то же время отзывчивы, сочувственно и доброжелательно относятся друг к другу: «У В. сегодня опять грязные руки»,— заявляет санитарка. Выясняется, что В. дома моет руки хорошо, но пока идет в школу, пачкается. Л. предлагает: «Можно, я буду заходить за В. и следить, чтобы он ничего не брал в руки, когда идет в школу?» Дети не ждут наказания и осуждения В., а сами ищут возможность помочь ему.

В обстановке доброжелательного, чуткого и теплого отношения учи» теля даже резкие, грубые дети смягчаются, привыкают к другой манере поведения и речевого общения.
Первоклассники очень чувствительны к тону, интонации речи. Очень часто они реагируют на тон, эмоциональную сторону слов учителя, даже не вникая в их смысловое значение. Учитель раздраженно, осуждающе говорит, обращаясь к ученику, который разговаривает с соседом: «Милый мальчик! Что с тобой?» Не только С., но и все дети тотчас подтягиваются, умолкают, подталкивают друг друга, обращая внимание не на смысл слов, сказанных учителем, а на их тон.
Этими же словами данный учитель выражает насмешку, иронию, порождающие соответствующую реакцию детей.
Формирование взаимоотношений между детьми в I классе теснейшим образом связано с формированием культуры речевого общения детей, и самым действенным образцом здесь является речь учителя в единстве ее формы, содержания и эмоциональной выразительности.
Учитель воздействует на детей не только организацией их жизни, содержанием требований, разъяснений, словом, но и формой предъявления требований, формой оценок, замечаний, характером реплик, тоном и интонацией голоса, характером наказаний и поощрений, отражающих отношение учителя к детям, к их поступкам и действиям, а также к своим собственным требованиям, которые предъявляются детям.

Учитель предъявил детям требование приходить в школу чистыми, опрятно одетыми, научил выполнять это. Выделены санитары для наблюдения за выполнением данного требования, строго определены их обязанности. Но отношение детей к требованию учителя и отношение санитара к своим обязанностям, а следовательно, и соответствующее поведение детей зависит не только от знания детьми этого требования и даже умения его выполнять, не только от знания обязанностей санитаром, но и от отношения учителя к своим требованиям и к поступкам детей. Там, где от учителя никогда не ускользает невыполненная обязанность, оторванная пуговица, грязный воротничок, пыльная обувь или помятый костюм, так же как и хорошие примеры поведения, дети становятся все более требовательными к себе и друг к другу, проникаются сознанием важности и необходимости выполнять требования учителя, а в соответствии с этим определяются и их поступки. Безразличие учителя к фактам жизни и поведения и связанное с этим отсутствие постоянства требований к детям неизбежно влекут за собой неисполнительность, безответственное отношение детей к поддержанию установленного порядка, к выполнению своих обязанностей, а следовательно, и появление отрицательных поступков, разрушение привычек правильного поведения.

Поведение учителя является весьма важным фактором нравственного воспитания. Опыт полностью подтверждает глубокую правильность мысли М. И. Калинина о том, что воспитание есть прежде всего воздействие поведения воспитателя на психологию детей. Манеры и привычки поведения учителя, стиль и тон его обращения с детьми выражают особенности его личности и характера. На нравственное развитие детей воздействуют не только содержание и методика воспитательной работы учителя, но и его характер. Уместно напомнить, что еще К. Д. Ушинский подчеркивал особую важность воздействия характера учителя на формирование личности ребенка. Воспитанные под влиянием педагогических воздействий учителя и его характера, привычки поведения детей упрочиваются и развиваются в семейных отношениях, если достигается единство школы и семьи. Результаты нравственного воспитания детей в школе сказываются не только в школе, но и в семье, во всех обстоятельствах жизни детей.

Воспитатель и ребенок

Перед тем как отдать ребенка в детский сад многие родители интересуются уровнем профессиональной квалификации воспитателя. Родителям очень важно знать и иметь представление о человеке, который будет проводит время с их ребенком. Что это за человек, нравится ли он ребенку, - очень важный момент. Будет ли ребенок доверять этому человеку, возникнет ли у него желание сотрудничать и слушаться этого человека. Насколько он профессионален в своем ремесле? Какие знания он даст ребенку?

Данные полученные в ходе опроса свидетельствуют о том ,что 68,8% родителей удовлетворены профессиональной квалификацией воспитателя, около 12% родителей в разной степени не удовлетворены профессиональной квалификацией воспитателя. При этом явно негативно оценивающих профессиональную квалификацию единицы, таких родителей 1%.

Данные этого опроса говорят о том ,что большинство родителей доверяют воспитателю ,что они полагаются на его профессионализм. Именно воспитатель в детском саду является главным источником знаний для ребенка.
В детском саду воспитатель заменяет ребенку близкого взрослого. Он занимается воспитанием, организацией досуга. Иногда бывает так ,что взрослые, отдавая ребенка в детский сад ,таким образом снимают с себя часть ответственности за воспитание ребенка и перекладывают эту ответственность на воспитателя. С одной стороны родители считают, что воспитатель сможет больше объяснить ребенку и больше передать знаний и умений. Это может быть и хорошо ,потому что у воспитателей ,как правило ,большой опыт общения с детьми и всегда есть ответы на типичные "детские" вопросы .

Но как показывает практика, большинство родителей, отдавших ребенка в детский сад, частично отстраняются от обязанности его воспитывать, таким образом возлагая эту ответственность на воспитателей. Но вклад в развитие ребенка должны делать не только близкие взрослые или только воспитатели, а только их взаимодействие привет к тому ,что ребенок будет быстрее получать знания и умения и перенимать культурно-исторический опыт.

Влияние воспитателя на эмоциональную стабильность ребенка

В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов.

Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.

В настоящее время достаточно актуальна проблема взаимосвязи педагогического общения и эмоционального самочувствия дошкольника. Можно с уверенностью сказать, что через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитатния и обучения. Проблема педагогического общения занимает одно из центральных мест в психолого-педагогической науке (М.И. Лисина, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, О. Смирнова и др.)

Педагогическое общение - процесс сложный, многослойный. Оно представляет собой процесс непрерывно развивающихся и изменяющихся форм общения, которые образуют динамическую коммуникативную систему.

Предварительный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния педагогического общения на эмоциональное развитие дошкольника позволило выделить ряд противоречий:

1. Между пониманием педагогом своей роли в личностном развитии дошкольника и недооценке своего воздействия на эмоциональное состояние ребёнка.

2. Между желанием ребёнка находиться в состоянии эмоционального комфорта и неумением выбрать средства выражения своих чувств и переживаний в общении со взрослым (воспитателем) и детьми.

Похожие товары

Изображение
Как эффективно и быстро научить ребенка до года ходить?Первые навыки.
Физически развитый опорно-двигательный аппарат ребенка коррелятивно стимулирует развитие всех органов и систем организма. Дети, которые научились ходить быстро – раньше сверстников, имеют более развитый уровень интеллекта.  
Давайте разберемся как быстро научить ребенка ходить? Для этого вам понадобится обувь для малыша на твердой подошве.
Инструкция
1
Отзывы :0шт.
Первые шаги для ребенка.
Некоторые малыши делают свои первые шаги в 11 месяцев, а некоторые продолжают ползать до полутора года. Многие мамочки тревожатся, поэтому поводу.  
Отзывы :0шт.
Как избавиться от детского энуреза? Чем вызвано это заболевание и как его победить.
Эти детки достаточно плохо переносят критику. Она для них чрезвычайно болезненна. Они очень не любят проигрывать и сильно расстраиваются, когда у них что-то не получается. В окружении такого малыша обычно есть минимум один взрослый, который отличается требовательностью. Это очень важно! Это не обязательно родитель (хотя чаще всего), а может быть бабушка, которая проводит с ним много времени, няня...
Отзывы :0шт.
Телевизор смотреть детям до 2-3 леhttp://sva-mama.ru/node/514/edit#tabset-tab-3т вредно.
Оказывается дети, которых мамы или же папы оставляют смотреть телевизор, или же сами смотрят с детьми телевизор, немного отстают в развитии и в скорости реакции, от тех детей, которые совсем не смотрят «голубой» экран.  
Отзывы :0шт.
Как правильно наказывать малыша за провинность? Почему нельзя бить ребенка?
Маленькие вредины чаще всего пытаются управлять родителями. Чтобы правильно воспитать их, любой психолог посоветует вам не наказывать физически малыша.
 Существуют лояльные способы наказаний:
    лишить какого-то удовольствия (это может быть, как отказ в просмотре мультиков для детей более старшего возраста, так и отказ в маминых объятиях для грудничков). Но необходимо проговаривать каждую...
Отзывы :0шт.