Влияние воспитателя на развитие ребенка - основные моменты. Влияние воспитателя на поведение ребенка. Воспитатель и ребенок развитие и воспитание ребенка

Мы имеем здесь в виду повседневное личное практическое отношение воспитателя, которое нельзя смешивать со знаниями об отношениях, передаваемыми детям воспитателем путем чтения, бесед и т. д. Больше того, повседневные требования и указания детям о том, как относиться друг к другу и к учению, то есть словесное воздействие на детей, оказывает слабое влияние, если не подкрепляется личным отношением учителя к детям, так как дети подражают в своем поведении действиям и поведению учителя.  

Особое место в развитии личности ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте принадлежит окружающим его людям. В младшем дошкольном возрасте с их помощью дети знакомятся с некоторыми правилами общения («нельзя драться», «нельзя кричать», «нельзя отнимать у товарища», «нужно вежливо попросить у товарища», «нужно благодарить его за помощь» и т. п.).

Чем старше становится дошкольник, тем все большее число и более сложные правила взаимоотношений он усваивает. Усвоение их происходит с большим трудом, нежели освоение бытовых правил. К концу дошкольного возраста ребенок усваивает с помощью взрослых также немалое число правил, связанных с трудовой и учебной деятельностью.

Усвоение правил поведения — процесс постепенный. Детально исследовавшая этот процесс В. А. Горбачева так характеризует его: «...Дети младшего детского возраста вначале воспринимают все правила как частные конкретные требования воспитательницы, направленные только к ним самим. В ходе общего развития ребенка, в процессе воспитательной работы с ним, вследствие многократного восприятия одних и тех же требований к себе и другим детям и соблюдения этих правил дети, по мере установления связей с товарищами, начинают осваивать правило как правило, т. е. как обобщенное требование...».

Постепенно возрастает степень осознанности усвоенных правил поведения. Существенное влияние на их выработку оказывает жизненный опыт ребенка, его индивидуально-типологические особенности. Быстрее других воспринимают педагогические требования и усваивают их дети, перешедшие из ясельных групп в группы детского сада, пришедшие из семей, где их воспитывали правильно. Огромное значение в формировании правил поведения детей имеет педагогическая оценка.

К числу важных путей влияния воспитателя на формирование личности ребенка относится путь создания в группе детского сада благоприятного эмоционального климата для психического развития каждого ребенка. Выявление наиболее эффективных путей руководства системой межличностных отношений с Целью создания такого микроклимата является актуальной задачей современной педагогической, детской и социальной психологии.

Интересные данные в этом направлении были получены учеными в ходе социально- психологического исследования, проведенного под руководством Т. А. Репиной. При изучении ценностных ориентации детей, их оценочных отношений психологи обнаружили, что популярность ребенка в группе зависит в первую очередь от успеха, которого он достигает в совместной детской деятельности. Это позволило ученым предположить, что если обеспечить успех в деятельности детям малоактивным, с низким социометрическим статусом, то это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысит их уверенность в себе, активность. В исследовании была поставлена задача выяснить, как влияет успех ребенка в деятельности на отношение к нему сверстников, как изменится их статус, если дать ему ведущую роль, предварительно подготовив его к этому.

Детей обучали способам конструирования со строительным материалом, принимая во внимание ряд преимуществ этой деятельности (результат ее предметно выражен, конструктивные умения, сформированные в этой деятельности, могут быть перенесены в игровую деятельность, сам процесс обучения конструктивной деятельности несложен, данная деятельность представляет интерес для детей детского возраста). Результаты эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу. Под влиянием успешной деятельности малопопулярных детей стало изменяться отношение к ним сверстников. Успех в совместной конструктивной деятельности ранее непопулярных детей положительно сказался как на изменении их статуса, так и на общей самооценке, уровне притязаний. Эмоциональный климат для этих детей в группе улучшился.

В ходе исследования А. А. Рояк были найдены конкретные, различающиеся между собой пути в налаживании отношений между детьми в зависимости от того, какого рода трудности взаимоотношений испытывал ребенок («операциональные » или «мотивационные»). Оказалось, например, что для налаживания положительных отношений со сверстниками у детей с «операциональными» трудностями необходимо было прежде всего обогатить предметно-содержательную сторону игровой деятельности, что осуществлялось путем совместных игр- занятий таких детей с воспитателем.

Требовалась и организация дальнейшего «активного устроения» ребенка в жизни детского общества. Положительные результаты дает объединение таких детей вначале с наиболее доброжелательными детьми, обладающими ярко выраженными положительными личностными качествами. У детей, испытывающих «мотивационные» трудности в общении со сверстниками, для тех, у кого недостаточно сформирована потребность в общении, не следует на первых порах активизировать контакты со сверстниками. Целесообразно вначале подбирать для них 1-2 партнеров, увлечения которых совпадали бы с их основными увлечениями, и лишь затем постепенно и осторожно расширять круг их общения. Успеху в работе с детьми, испытывающими «мотивационные» труд- ности иного характера (авторитарные организаторы), способствует работа, направленная на переориентацию неправильно сформированных мотивов общения, и прежде всего преодоление нежелания считаться с мнением партнеров по игре.

Влияние воспитателя на поведение ребенка

Организатором всей жизни и деятельности детей в школе является учитель. Учитель — самый авторитетный человек для ребенка-первоклассника. Отношение учителя к детям, к их деятельности — самый действенный фактор, формирующий поведение детей.

Мы имеем здесь в виду повседневное личное практическое отношение учителя, которое нельзя смешивать со знаниями об отношениях, передаваемыми детям учителем путем чтения, бесед и т. д. Больше того, повседневные требования и указания детям о том, как относиться друг к другу и к учению, то есть словесное воздействие на детей, оказывает слабое влияние, если не подкрепляется личным отношением учителя к детям, так как первоклассники подражают в своем поведении действиям и поведению учителя.
Важность и необходимость той или иной деятельности, требования ребенок оценивает в значительной степени по тому, какое значение придает им учитель, как учитель относится к данному требованию или деятельности. Поэтому учителю приходится тщательно продумывать каждое свое воздействие, обращение к детям, каждый способ проявления собственного отношения, чтобы форма его соответствовала содержанию и задачам воспитания. Особое значение в этом приобретает работа учителя над выразительностью, эмоциональностью своей речи, как средством передачи детям своего отношения к ним, богатства чувств и переживаний.

Кроме того, степень влияния личности учителя, его требований на поведение детей и особенно на устойчивость их поведения в отсутствие учителя в значительной мере зависит от того, насколько близким и заинтересованным в их успехах оказывается для них учитель, выражает ли он требования к детям только от своего лица или от всей школы и самого детского коллектива. У одних учителей наблюдается стремление постоянно подчеркивать, что их требования к поведению детей — это требования и всех людей, это требования, отражающие интересы и самих детей: «В правилах поведения школьников сказано, что на уроки надо являться без опозданий. Тот, кто опаздывает, мешает нам всем работать, а сам не будет знать того, чему мы научились без него», «Нельзя подсказывать, он должен сам думать, а вы мешаете ему. Я могу подумать, что он не знает» и т. п.
У других же учителей все требования, как правило, предъявляются только от лица учителя. Учитель говорит: «Я сказал», «Я требую», «Я этого не прошу», «Я за это накажу» и т. д. В результате дети прочно связывают все требования учителя только с его личностью, поэтому и перестают выполнять их, как только учитель уходит из поля их зрения. Дети I класса и без этого связывают каждое предъявленное им требование с личностью того, кто его предъявил, и выполняют требование для того, кто его предъявляет. Эта особенность создает известную трудность в формировании у них устойчивого поведения и должна преодолеваться учителем в процессе повседневной работы с детьми.
Постепенное формирование у детей понимания общности требований к ним со стороны всех людей — учителей, родителей, товарищей — является необходимой предпосылкой для приучения детей к правильному поведению не только в присутствии учителя, но и без него, не только в школе, но и вне ее.
Личный пример отношения учителя к детям и к их деятельности способствует усвоению детьми правил взаимоотношений и закреплению соответствующих им навыков, манеры поведения, формированию устойчивой культуры поведения, чувств и речевого общения.
Учитель в I классе — это центр, вокруг которого и под влиянием личного примера которого происходит первоначальное сплочение и становление классного коллектива. Дети, проникнутые безграничным доверием к учителю, привыкают коллективно жить и работать, руководствуясь требованием, словом учителя, поступать так, как поступает и показывает учитель.
Научение детей совместно работать под руководством учителя составляет первую ступень формирования детского коллектива как условия упражнения их в правильных поступках.

Первые коллективные связи, предпосылки и элементы общественного мнения, знания детей друг о друге являются опосредствованными деятельностью и поведением, личностью учителя.
Непосредственные же связи, непосредственный интерес детей друг к другу в I классе формируются постепенно на этой основе, в процессе коллективной деятельности.
Подражание учителю особенно ярко заметно при выполнении детьми общественных поручений, обязанностей дежурных, санитаров, когда они выступают в роли самостоятельных, активных организаторов жизни класса.

Когда учитель строг, требователен, но сухо относится к детям, поддерживает порядок в классе преимущественно наказаниями, дежурные также требовательны и строги в отношении друг к другу и без конца наказывают своих товарищей: «Выйди из строя», «Давай портфель, опять тебе придется поплакать перед учителем» и т. д.
В тех же случаях, когда учитель не только требовательно, строго, но в то же время очень внимательно и даже ласково относится к детям, редко наказывает и больше разъясняет ошибки, учит поступать правильно, там и дети требовательны, но в то же время отзывчивы, сочувственно и доброжелательно относятся друг к другу: «У В. сегодня опять грязные руки»,— заявляет санитарка. Выясняется, что В. дома моет руки хорошо, но пока идет в школу, пачкается. Л. предлагает: «Можно, я буду заходить за В. и следить, чтобы он ничего не брал в руки, когда идет в школу?» Дети не ждут наказания и осуждения В., а сами ищут возможность помочь ему.

В обстановке доброжелательного, чуткого и теплого отношения учи» теля даже резкие, грубые дети смягчаются, привыкают к другой манере поведения и речевого общения.
Первоклассники очень чувствительны к тону, интонации речи. Очень часто они реагируют на тон, эмоциональную сторону слов учителя, даже не вникая в их смысловое значение. Учитель раздраженно, осуждающе говорит, обращаясь к ученику, который разговаривает с соседом: «Милый мальчик! Что с тобой?» Не только С., но и все дети тотчас подтягиваются, умолкают, подталкивают друг друга, обращая внимание не на смысл слов, сказанных учителем, а на их тон.
Этими же словами данный учитель выражает насмешку, иронию, порождающие соответствующую реакцию детей.
Формирование взаимоотношений между детьми в I классе теснейшим образом связано с формированием культуры речевого общения детей, и самым действенным образцом здесь является речь учителя в единстве ее формы, содержания и эмоциональной выразительности.
Учитель воздействует на детей не только организацией их жизни, содержанием требований, разъяснений, словом, но и формой предъявления требований, формой оценок, замечаний, характером реплик, тоном и интонацией голоса, характером наказаний и поощрений, отражающих отношение учителя к детям, к их поступкам и действиям, а также к своим собственным требованиям, которые предъявляются детям.

Учитель предъявил детям требование приходить в школу чистыми, опрятно одетыми, научил выполнять это. Выделены санитары для наблюдения за выполнением данного требования, строго определены их обязанности. Но отношение детей к требованию учителя и отношение санитара к своим обязанностям, а следовательно, и соответствующее поведение детей зависит не только от знания детьми этого требования и даже умения его выполнять, не только от знания обязанностей санитаром, но и от отношения учителя к своим требованиям и к поступкам детей. Там, где от учителя никогда не ускользает невыполненная обязанность, оторванная пуговица, грязный воротничок, пыльная обувь или помятый костюм, так же как и хорошие примеры поведения, дети становятся все более требовательными к себе и друг к другу, проникаются сознанием важности и необходимости выполнять требования учителя, а в соответствии с этим определяются и их поступки. Безразличие учителя к фактам жизни и поведения и связанное с этим отсутствие постоянства требований к детям неизбежно влекут за собой неисполнительность, безответственное отношение детей к поддержанию установленного порядка, к выполнению своих обязанностей, а следовательно, и появление отрицательных поступков, разрушение привычек правильного поведения.

Поведение учителя является весьма важным фактором нравственного воспитания. Опыт полностью подтверждает глубокую правильность мысли М. И. Калинина о том, что воспитание есть прежде всего воздействие поведения воспитателя на психологию детей. Манеры и привычки поведения учителя, стиль и тон его обращения с детьми выражают особенности его личности и характера. На нравственное развитие детей воздействуют не только содержание и методика воспитательной работы учителя, но и его характер. Уместно напомнить, что еще К. Д. Ушинский подчеркивал особую важность воздействия характера учителя на формирование личности ребенка. Воспитанные под влиянием педагогических воздействий учителя и его характера, привычки поведения детей упрочиваются и развиваются в семейных отношениях, если достигается единство школы и семьи. Результаты нравственного воспитания детей в школе сказываются не только в школе, но и в семье, во всех обстоятельствах жизни детей.

Воспитатель и ребенок

Перед тем как отдать ребенка в детский сад многие родители интересуются уровнем профессиональной квалификации воспитателя. Родителям очень важно знать и иметь представление о человеке, который будет проводит время с их ребенком. Что это за человек, нравится ли он ребенку, - очень важный момент. Будет ли ребенок доверять этому человеку, возникнет ли у него желание сотрудничать и слушаться этого человека. Насколько он профессионален в своем ремесле? Какие знания он даст ребенку?

Данные полученные в ходе опроса свидетельствуют о том ,что 68,8% родителей удовлетворены профессиональной квалификацией воспитателя, около 12% родителей в разной степени не удовлетворены профессиональной квалификацией воспитателя. При этом явно негативно оценивающих профессиональную квалификацию единицы, таких родителей 1%.

Данные этого опроса говорят о том ,что большинство родителей доверяют воспитателю ,что они полагаются на его профессионализм. Именно воспитатель в детском саду является главным источником знаний для ребенка.
В детском саду воспитатель заменяет ребенку близкого взрослого. Он занимается воспитанием, организацией досуга. Иногда бывает так ,что взрослые, отдавая ребенка в детский сад ,таким образом снимают с себя часть ответственности за воспитание ребенка и перекладывают эту ответственность на воспитателя. С одной стороны родители считают, что воспитатель сможет больше объяснить ребенку и больше передать знаний и умений. Это может быть и хорошо ,потому что у воспитателей ,как правило ,большой опыт общения с детьми и всегда есть ответы на типичные "детские" вопросы .

Но как показывает практика, большинство родителей, отдавших ребенка в детский сад, частично отстраняются от обязанности его воспитывать, таким образом возлагая эту ответственность на воспитателей. Но вклад в развитие ребенка должны делать не только близкие взрослые или только воспитатели, а только их взаимодействие привет к тому ,что ребенок будет быстрее получать знания и умения и перенимать культурно-исторический опыт.

Влияние воспитателя на эмоциональную стабильность ребенка

В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов.

Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.

В настоящее время достаточно актуальна проблема взаимосвязи педагогического общения и эмоционального самочувствия дошкольника. Можно с уверенностью сказать, что через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитатния и обучения. Проблема педагогического общения занимает одно из центральных мест в психолого-педагогической науке (М.И. Лисина, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, О. Смирнова и др.)

Педагогическое общение - процесс сложный, многослойный. Оно представляет собой процесс непрерывно развивающихся и изменяющихся форм общения, которые образуют динамическую коммуникативную систему.

Предварительный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния педагогического общения на эмоциональное развитие дошкольника позволило выделить ряд противоречий:

1. Между пониманием педагогом своей роли в личностном развитии дошкольника и недооценке своего воздействия на эмоциональное состояние ребёнка.

2. Между желанием ребёнка находиться в состоянии эмоционального комфорта и неумением выбрать средства выражения своих чувств и переживаний в общении со взрослым (воспитателем) и детьми.

Похожие товары

Изображение
Что делать если ребенок мучает домашних животных? Агрессия у детей: причины и советы психолога
Специалисты психиатрии и педагогики подчеркивают, что жестокость со стороны ребенка по отношению к животным не должна остаться без должного внимания.
 Это серьезный промах в воспитании со стороны родителей и за таким поведением могут стоять серьезные нарушения психики.

 

Страшные факты:

 

Статистика сообщает, что дети, которые проявляли насилие и жестокость по отношению к...
Отзывы :0шт.
Дельфины и дети. Дельфинотерапия - современная методика лечения детей. Дельфинотерапия - история лечения
Общаться с дельфинами, наблюдать за их плаваньем и игрой, присутствовать рядом – для ребенка, это все окажется целебным действием, доставит положительные эмоции и улучшит настроение. Дельфинотерапия отзывы всегда получала самые положительные! Эти чудесные животные помогут малышу справиться с заболеваниями нервной системы, с депрессией со стрессом и апатией. По утверждениям ученых, дельфины...
Отзывы :0шт.
Как научить ребенка ладушкам?Самая первая детская игра, уходящая своими корнями далеко в русскую историю - "Ладушки".
Мир малышей весел и удивителен. Детям нравится изучать все вокруг, узнавать что-то новое, учиться у взрослых тем или иным вещам. Для того чтобы ваш ребенок рос здоровым и счастливым, ему с ранних лет надо показывать развивающие игры. Самой популярной являются «Ладушки».
Отзывы :0шт.
Физическое и психологическое развитие ребенка 10 лет. Развитие личности младшего школьника. Ребёнок 10 лет – особенности развития
Десятилетний возраст ребёнка обычно связывают с началом переходного периода, в течение которого дети постепенно присматриваются к взрослым, пока ещё только изучая правила взрослого мира, в который они готовятся полноправно вступить буквально через несколько лет. Пока что ещё рано говорить о переходном возрасте с его сложностями в общении с ребёнком, но это уже определённо предшествующий ему этап...
Отзывы :0шт.
Оптимальным возрастом начала плавания для грудничков в ванне является возраст 2-3 недели. Плаваем с рождения. Учим ребенка плавать с рождения
Первое погружение ребенка в воду должно происходить дома, в ванной, после получения родителями соответствующих инструкций от тренера, педиатра. Очень важно правильно выбрать время для обучения плаванием – ребенок должен быть сыт, в хорошем настроении, а родители должны быть уверены в своих действиях. Лучше всего, если первые уроки плавания малыш получит вместе с мамой, чувствуя ее ласковые и...
Отзывы :0шт.