Музыкотерапия: что слушать ребенку? Подходящая музыка для детей. развитие и воспитание ребенка

Музыкотерапия (и слушание и игра на музыкальных инструментах в терапевтических целях) благотворно влияет на все процессы в человеческом организме: от психоэмоционального состояния, до работы поджелудочной железы и решения проблем ожирения. Изучение влияния музыки на человека продолжаются, но сегодня уже можно уверенно заявить, что она заняла почетное место в альтернативной терапии, наряду с цветолечением, пет-терапией, аромо-терапией, песко-терапией и так далее.

 Музыкотерапия, дословно с греческого – лечение музыкой. Чтобы понять, что оно такое и кому нужно, обратимся к истории этого психотерапевтического метода. В конце 19 столетия музыкотерапия впервые появилась официально, в практике французского психиатра. Уже с середины 20 века музыкотерапией занялись серьезно не только психиатры, но и терапевты, акушеры и даже стоматологи. В Швейцарии музыкотерапией лечили язвы желудка, в Австралии обезболивали роды. Во второй половине 20 века многие ученые углубились в изучение и поиски доказательств пользы музыкотерапии и, понятное дело – успешно.

Приведем выдержки из статьи известного музыкотерапевта Валентина Петрушина, доктора педагогических наук, профессора психологии, Президента Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов России:

«Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки - древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом можно влиять при помощи музыки на эмоциональное состояние человека. […] Пифагор, считая, что на людей лучше всего влиять через их органы чувств, «сделал музыкальное воспитание главным, прибегая к некоторым мелодиям и ритмам, посредством которых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливается изначальная гармония душеных сил. Он так же придумал средства сдерживать и исцелять болезни души и тела».

Музыкотерапия (и слушание и игра на музыкальных инструментах в терапевтических целях) благотворно влияет на все процессы в человеческом организме: от психоэмоционального состояния, до работы поджелудочной железы и решения проблем ожирения. Изучение влияния музыки на человека продолжаются, но сегодня уже можно уверенно заявить, что она заняла почетное место в альтернативной терапии, наряду с цветолечением, пет-терапией, аромо-терапией, песко-терапией и так далее.

Тот же Петрушин пишет: «Обычно, когда говорят о музыкальной психотерапии, имеют ввиду прослушивание успокаивающей, мелодичной музыки[…]. На самом деле возможности музыкальной терапии, направленные на психологическую коррекцию как ребенка, так и взрослого человека, могут быть гораздо шире.

Современные приемы и способы музыкальной психотерапии включают в себя:

    двигательные и ритмические упражнения, нацеленные на взаимодействие правого и левого полушария мозга, развитие координированных движений и умение соотносить свои действия с действиями членов малой группы;
    контактный и бесконтактный массаж, который участники занятий делают друг другу для активизации и биоэнергетических ресурсов организма;
    различные виды дыхательных упражнений, среди которых особое внимание уделяется освоению навыкам брюшного /диафрагменного/ и межреберного типа дыханий как наиболее эффективных для снятия отрицательных эмоциональных состояний.
    пение вокализов наподобие индийских мантр, направленных на формирование и развитие навыков концентрации внимания и сосредоточения на своем внутреннем мире;
    разучивание и исполнение формул музыкального самовнушения, нацеленных на формирование у участников занятий уверенности в своих силах, высокой самооценки, внутреннего спокойствия, невозмутимости в трудной ситуации, гуманистического отношения к окружающим и позитивного отношения к окружающему миру как черты личности;
    пение песен различного содержания, как успокаивающего, так и воодушевляющего характера;
    просмотр под музыку различных по тематике слайдов, нацеленных на обогащение зрительных и слуховых представлений участников занятий, активизации их эстетических переживаний средствами изобразительной искусства и художественной фотографии».

В детской психологии музыкотерапия особенно популярна: дети охотно слушают музыку и играют сами. И если для серьезного использования музыки в лечебных целях необходима консультация со специалистом, детским психологом, практикующим занятия с использованием музыкотерапии, то для общего развития, так сказать, каждый родитель может самостоятельно подобрать, руководствуясь общими рекомендациями, подходящую музыку для своего ребенка.

    Ритм. Если звучание ритма реже ритма пульса - мелодия будет оказывать релаксирующий эффект, мягкие ритмы успокаивают. Если ритм чаще пульса, возникает возбуждающий эффект. Диссонансы возбуждают, раздражают, а консонансы, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение.
    Тональность. Минорные тональности обладают депрессивным, подавляющим эффектом. Мажорные - поднимают настроение, повышают артериальное давление и мускульный тонус.
    Частотность. Высокочастотные звуки вызывают резонанс, негативно действуют на познавательные процессы. Длительный и громкий звук вообще вреден человеческому организму, ребенка он просто может истощить. Звуки среднего диапазона стимулируют сердечную деятельность. Низкие – воздействуют на физическое движение, вызывают напряжение в мышцах.

Валерия Бровко, музыкальный педагог, преподаватель по раннему музыкальному развитию, соорганизатор музыкальной студии «Волшебная флейта»:

«Занятия музыкальной терапией – это не только слушание музыки, это игра на музыкальных инструментах и просто игры. Например, одна из моих самых любимых игр, которую родители могут и самостоятельно практиковать с детьми дома - игровой парашют. Для этого необходимо или купить такой парашют или просто взять отрез ткани «хорошего»

позитивного цвета, и вместе с ребенком приподнимать его над головою следуя ритму музыки. Это, казалось бы, простое и нехитрое занятие очень благотворно влияет на детей, они испытывают настоящий прилив счастья и умиротворения. Очень хорошо поиграть в такую музыкотерапевтическую игру после того, как ребенок сделал уроки, или если он находится в подавленном состоянии.

При выборе музыки для терапии или просто музыкальных занятий дома нужно быть очень аккуратными, не следовать неподтвержденным и необоснованным рекомендациям в интернете. В первую очередь это касается классической музыки, которая просто не рекомендуется детям до 7 лет (за редким исключением). Даже у Моцарта, абсолютного гения, далеко не все подойдет для прослушивания детям.

Более подходящей является

 Более подходящей является специальная детская музыка, проверенная поколениями и поколениями детей и родителей: колыбельные, песни народов мира, фольклорная и этническая музыка, авторская детская музыка. У такой музыки нет противопоказаний, она будто идеально настроена на волну детского восприятия, особенно колыбельные.

Если же родители хотят более серьезно подойти к этому вопросу – лучше обратится к специалисту, ведь музыка влияет на тонкое тело души, а значит нужно быть очень аккуратным, чтобы не расстроить этот внутренний музыкальный инструмент неподходящими мелодиями. Хорошо, также, если у родителей есть хотя бы начальное или среднее музыкальное образование, тогда они смогут выбрать интуитивно более подходящие мелодии».

В домашней музыкотерапии важно выдержать и временные ограничения: длительное однообразное прослушивание музыки не будет обладать положительным эффектом, как, впрочем, и насильное прослушивание той или иной музыки. Так что не самый лучший вариант нагло «вырубать» попсу, играющую в комнате ребенка и включать «Лебединое озеро» на том основании, что это полезно. Всему свое время и место: и «лечению», и удовольствию.

Музыкотерапия (и слушание и игра на музыкальных инструментах в терапевтических целях) благотворно влияет на все процессы в человеческом организме: от психоэмоционального состояния, до работы поджелудочной железы и решения проблем ожирения. Изучение влияния музыки на человека продолжаются, но сегодня уже можно уверенно заявить, что она заняла почетное место в альтернативной терапии, наряду с цветолечением, пет-терапией, аромо-терапией, песко-терапией и так далее.

Похожие товары

Изображение
Факторы определяющие развитие ребенка - читаем и запоминаем.
На развитие ребенка могут оказывать влияние не только внешние факторы (например, обстановка в семье), но также и внутренние, которые обуславливают особенности характера, заложенные природой.  
Отзывы :0шт.
Ребенку скоро исполнится 1 год, как отпраздновать? Отмечаем 1 год ребенку - интересные советы. Как поздравить малыша с 1 годом?
Ваш малыш уже пережил все времена года. Новорожденный и грудничок еще игнорирует смену времен года, но дальше он уже будет сознательно относиться к предстоящему году жизни. После того как ваш ребенок в течение первого года жизни освоил ритмы дня и ночи и приспособился к социальным образам и распорядку дня семьи, постепенно он начинает приспосабливаться к более длительным ритмам времен года.   Ваш...
Отзывы :0шт.
Послушные дети - несчастные взрослые. Двуличное поведение ребенка
Большинство родителей даже не подвергают сомнению тот факт, что дети обязаны беспрекословно слушать родителей, в то время как требуя от чада послушания, они получают не ту любовь, на которую могут рассчитывать. Чем же чревато беспрекословное послушание ребенка? Основные следствия такого поведения - это двуличие и безразличие, а не отличное воспитание.
Большинство родителей даже не подвергают...
Отзывы :0шт.
Правильное воспитание ребенка до года по Комаровскому. Ступеньки развития мышления детей первого года жизни. Развитие ребенка до года
Как вырастить здорового ребенка, точно знает доктор Комаровский.Прислушайся к советам доктора Комаровского, ведь они проверены временем. Ребенок постепенно начинает идентифицировать себя как человечка. В первую очередь, это выражается в том, что он начинает себя "ощущать" отдельно от мамы. До этого - ее руки, ноги - воспринимаются как продолжение его собственного тела. Появляется комплекс "испуга...
Отзывы :0шт.
Как научить бегло читать ребенка? Как научить ребёнка читать? Правила - как научить ребенка читать по слогам?
Педагоги и психологи констатируют тот факт, что дети едва научившись читать в начальной школе, к седьмому- восьмому классу читают все хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что интеллектуальная деятельность тоже замедляется. Ребята медленнее читают условие задачи, упражнения, забывают его суть, прежде чем начнут его выполнять. Многие термины и понятия,...
Отзывы :0шт.