Нужна ли ребенку соска и можно ли без нее обойтись? Аргументы за и против. развитие и воспитание ребенка

Речь пойдёт о пустышке. Сейчас этот предмет очень привычно и обыденно входит в «джентльменский набор» новорожденного. Многие люди, абсолютно не задумываясь, считают её неотъемлемым атрибутом младенца, совершенно ему необходимым. Этот стереотип иногда доходит просто до абсурда, когда вид ребёнка без пустышки вызывает у взрослого смутное ощущение, что чего-то явно не хватает. Я неоднократно наблюдала чувство восстановленного комфорта и удовлетворения на лице взрослого, только что воткнувшего в рот своему чаду сей замечательный предмет.

Ну, не люблю я пустышку! Почему, спросите? Ведь общеизвестно, что ребёнок рождается с потребностью сосать, которую ему необходимо удовлетворять, что во время сосания пустышки малыш успокаивается, засыпает. Не спорю. Всё это действительно имеет место. Но всякая медаль о двух сторонах. Давайте посмотрим на вторую, менее популярную.

Итак, начнём с самого очевидного, а именно – сосательного рефлекса. Ребёнок, рождаясь, умеет и хочет сосать. Зачем ему это? Правильно, чтоб питаться. Ведь на первых порах это единственный доступный ему способ получения пищи – молока из материнской груди. Значит, сосание – это добывание еды. Какая еда в пустышке по определению понятно.

Но ребёнок всегда хочет сосать чуть больше, чем это необходимо для насыщения. Да, это так. И не потому, что мудрая Природа ошиблась, выдав малышу не соответствующую необходимости потребность. Сосание груди после насыщения - это своеобразный сигнал матери о том, что кроха непрерывно растёт и вместе с ним растут его потребности в молоке. Ведь грудь, как и все железы организма, работает по принципу «спрос-предложение» - чем больше сосу, тем больше прибывает. Таким образом, лишнего сосания нет – ребёнок хочет сосать именно столько, чтобы получить в следующее кормление достаточно еды. Сосание груди после насыщения призвано постоянно и соразмерено росту ребёнка увеличивать выработку молока. Понятно, что сосание пустышки приводит к тому, что часть сосательного рефлекса используется не по назначению. В результате снижается лактация.

Другая угроза лактации заключается в том, что сосать грудь и пустышку нужно по-разному. Разница в захватах и способе сосания достаточно существенна. Пустышечный (да и вообще сосочный) захват гораздо мельче (рекламные сообщения производителей об «идеальной имитации» материнского соска и его положения во рту не имеют ничего общего с действительностью!!!). Пустышку нужно сосать, тогда как характер общения ребёнка с грудью имеет мало общего с сосанием – это усилия по «выдаиванию» :-) Пустышку (соску) сосать легче. Такая разница приводит к тому, что многие детки путаются в захватах и пытаются сосать грудь так, как пустышку. Результат такого неправильного захвата груди – трещины и всё то же снижение лактации. Некоторые особо чувствительные детки даже демонстрируют «синдром растерянности перед грудью» - после соски или пустышки такой ребёнок просто не знает, что делать с грудью и горько плачет.

Последствия «дружбы» с пустышкой

Существуют также менее очевидные, но не менее неприятные последствия «дружбы» с пустышкой. Кормление грудью – событие сексуального порядка для мамы и для ребёнка. А для ребёнка это ещё и первый опыт таких взаимоотношений, который становится его образцом на всю жизнь. "Разница между сосанием груди и пустышки такая же, как между полноценным половым актом и онанизмом. А главное, не ведёт ли это к привычке удовлетворять свои потребности суррогатным образом? Практика показывает, что в первые 2-3 недели жизни такое суррогатное удовлетворение естественных потребностей воспринимается малышом как должное. Происходит запечатлевание. Может быть на всю жизнь? Однако попытка дать соску малышу уже после этого срока приводит к такому яркому выражению возмущения и обиды, что не оставляет никакого желания подобные попытки продолжать. Малыш не позволяет заменить мать куском резины." (М.Трунов. Л.Китаев "Экология младенчества")

В процессе сосания малыш успокаивается

В процессе сосания малыш успокаивается, погружается в состояние полудрёмы, своеобразного самопогружения. Этот механизм имеет целью способствовать лучшему пищеварению и глубинному контакту с мамой во время кормления. А если непрерывным сосанием занято время активного бодрствования, то оно перестаёт быть активным. У ребёнка уменьшается интерес к исследованию мира, снижается двигательная и познавательная деятельность, возникает и укореняется пассивная позиция относительно жизни, безвозвратно уходят потерянные для развития мозга минуты и часы, проведённые вдвоём с пустышкой. Удручающее выглядит подросший, в самом расцвете активности малыш, апатично сосущий, глядя в одну точку где-то в капюшоне коляски.

И, наконец, о последнем (а может и не последнем?) нюансе, вынесенном в заголовок. Психика новорожденного существенно отличается от взрослой. В частности, в ней практически не существует границ между тем, что есть «Я» и окружающим миром. Ребёнок олицетворяет себя с мамой и Вселенной (полное единение), но в то же время даже его собственное тело и поведение являются для его внутреннего мира эмоций внешними факторами. Первоначально ребёнок осознаёт у себя лишь наличие рта. И получается вот что: он переживает единение с мамой, но физическое подтверждение этого состояния органами чувств возможно только из области рта. Если во рту материнская грудь, то ощущения адекватно подтверждают переживания. Если же во рту пустышка, то переживание единства с мамой превращается в переживание единства с пустышкой. Результат: у ребёнка есть «резиновая мама», к которой он обращает свои чувства и эмоции, а реальная мама в его восприятии остаётся не более чем одним из многих объектов внешнего мира. Страшно...

Но есть ситуации, когда использование пустышки оправданно – в качестве лекарства. Это детки, вынесшие из родов тяжёлые неврологические нарушения. Их физическое и моральное состояние настолько тяжело, что для возвращения более или менее комфортных ощущений им нужно непрерывно сосать. И всё-таки идеально, чтобы побольше происходило сосание материнской груди, а пустышка была помощником пореже. И в первую очередь, конечно, устранять причину.

Использование пустышки также допустимо и часто необходимо детям на полном искусственном вскармливании. Но это уже совсем другая история.

В процессе сосания малыш успокаивается, погружается в состояние полудрёмы, своеобразного самопогружения. Этот механизм имеет целью способствовать лучшему пищеварению и глубинному контакту с мамой во время кормления. А если непрерывным сосанием занято время активного бодрствования, то оно перестаёт быть активным. У ребёнка уменьшается интерес к исследованию мира, снижается двигательная и познавательная деятельность, возникает и укореняется пассивная позиция относительно жизни, безвозвратно уходят потерянные для развития мозга минуты и часы, проведённые вдвоём с пустышкой. Удручающее выглядит подросший, в самом расцвете активности малыш, апатично сосущий, глядя в одну точку где-то в капюшоне коляски.

Похожие товары

Изображение
Как научить ребенка говорить "ш", "р", "л"? Артикуляционная гимнастика для речи детей. Учим ребенка букве "Л"
Как ни странно, но в отношении речевого развития детей у родителей существует два прямо противоположных подхода. В одном случае считают, что паниковать не нужно, и речь со временем наладится сама собой. Другие родители беспокоятся, как научить ребенка говорить буквы грамотно уже с полутора-двух лет.
Отзывы :0шт.
Дети безошибочно распознают фальшивые эмоции взрослых. Эмоциональное воспитание детей …и взрослых
Размышления наблюдателя «Хватит уже плакать!» «Не плачь, мужчины не плачут!» «Такая большая девочка, и ноешь!» «Посмотри, все детки вокруг не плачут, а ты – плачешь!» «Что ты кричишь, как ненормальный?» «Нельзя так громко смеяться – это неприлично!» «Ну, опять ты со своими капризами!» «Сколько можно ныть? Я уже не могу это слышать!» «Не кричи, а то накажу!»
 Маленькие дети легко распознают плохое...
Отзывы :0шт.
Методы воспитания годовалого малыша.
 
Отзывы :0шт.
С какого возраста динамическая гимнастика полезна ребенку?
Много критики и разных мнений вызывает динамическая гимнастика у молодых родителей и людей, не знакомых с таким видом занятий с ребенком. Для тех, кто не знает, речь идет о комплексе таких гимнастических упражнений, которые выполняются не на столе, а прямо в воздухе. То есть взрослый человек держит ребеночка и крутит его в разные стороны, подбрасывает и качает. По утверждению профессионалов, это...
Отзывы :0шт.
Как способствовать развитию внимательности ребенка.
Внимательность – один из важнейших показателей восприятия ребенком информации. Она напрямую связано с памятью. Ее уровень отражается на успеваемости детей, как в детском саду, так и за школьной скамьей, и даже в спортивном воспитании.  
Внимательность – один из важнейших показателей восприятия ребенком информации. Она напрямую связано с памятью. Ее уровень отражается на успеваемости детей, как в...
Отзывы :0шт.