Как подготовится к школе родителям первокласников? 5 вещей, о которых мы всегда забываем. осваиваем детский сад

1 сентября позади, но если малыш еще не пошел в школу, у вас есть время для того, чтоб сделать много важных психологических инвестиций в будущих первоклассников.

Конечно, речь не идет о том, чтобы сейчас же засесть за учебники и книжки и восполнять образовательные пробелы. И многое из того, о чем мы сейчас расскажем, вы знаете, но мы, все же, рискнем напомнить.

 Мы поговорим о другом.

1. Об инициации

В нашей модели культуры нет такого обряда, который посвящал бы ребенка в новый возраст, и значит – четко очерчивал бы границы нового этапа развития, формировал его задачи и цели. Напомню, что посвящение во что-то называется инициацией. Условно можно назвать инициацией прощальный утренник в детском саду. Но лишь условно, т к, прощаясь с важным отрезком своей жизни – дошкольным детством - ребенок не получает взамен четкого представления о том, какая жизнь ожидает его впереди, и, главное, в чем её качественное отличие от прежней.

А ведь подобные обряды, как ни странно, существовали в нашем советском прошлом.

Молодое поколение родителей, возможно, этого и не застало. Так, прием в октябрята знаменовал собой вступление в младший школьный возраст. Торжественное посвящение в пионеры — переход в среднюю школу. А вступление в комсомол было вступлением в юность.

И все это - красиво, торжественно, как истинный праздник. Меня, например, удостоили высокой чести вступления в пионеры на Малой земле, в городе – герое Новороссийске, расположенном на Черном море (я жила и училась тогда в России). Представьте, море , площадь у обелиска павшим воинам, барабанная дробь и торжественные слова клятвы.

Вы можете что-нибудь подобное увидеть или пережить сейчас? Увы, нет.

Переход к важным этапам взросления происходит буднично и вяло.

Возможно, прежнее культурное и социальное наследие когда-нибудь снова станет частью нашей общественной жизни. Но за это время наши малыши успеют повзрослеть.

Не утратить торжественную и почти мистическую ценность важных этапов развития вашего ребенка поможет семейная инициация, или праздник посвящения в школьники.

Устройте настоящий праздник для малыша, пригласите друзей, организуйте сладкий стол. Ребенок услышит поздравления, получит полезные подарки для новой школьной жизни, прочувствует атмосферу радости и праздника — и все это создаст новый психологический маркер перехода, соединив взросление с эмоциями радости и счастья.

2. Об адекватном отношении к школе

Все родители знают, что необходимо формировать положительный образ школы (хотя не все это делают).Но и здесь важно не переборщить. Школьная жизнь связана с большим количеством самоограничений, в школе много запретов, и если ориентировать ребенка только на праздник и эйфорию, то скорее всего, его постигнет жестокое разочарование в первые же недели учебы.

Первоклассник пришел домой из школы и заявил, что никогда больше туда не вернется.
Но почему? — удивились родители.
- Мало того , что я не умею читать и писать , так еще и разговаривать нельзя. И учительница попалась безграмотная. Сама ничего не знает , а нас спрашивает: как пишется буква а, сколько будет 1+1. Не пойду!
 

3. Об инструкциях и правилах

Многие родители считают необходимым навыком для дошкольника умение писать и считать. Но все же, основное умение, которое необходимо формировать у ребенка — это способность работать по образцу или шаблону.

Одно из психологических измерений при приеме в школу- копирование бессмысленных слов. Если ребенок копирует, воспроизводит близко к оригиналу (даже при отсутствии умения писать) – это благоприятный фактор школьной зрелости.

Потребность в выполнении инструкций и правил – природная. Во-первых, она даёт ребенку ощущение безопасности. Во-вторых, без неё невозможен был бы сам процесс научения.

Но, к сожалению, эта потребность буквально истребляется новомодными стратегиями воспитания, когда ребенку вообще не предъявляется никаких запретов, «ему все можно, потому что он - личность». Но личностью становятся в результате социального научения. А как научить, если нет никаких правил?

Предлагаю уже сегодня подумать над созданием некоторых семейных правил (если по каким-то причинам они не созданы были раньше). Например, убирать за собой игрушки, застилать постель… Все это пригодится во время школьной жизни, когда привычка к соблюдению правил будет структурировать время для работы и отдыха. Кроме того, правила ненавязчиво и неконфликтно создают ситуации преодоления, в которых ребенок выполняет то, чего требуют обстоятельства (а не его желания), содействуют развитию воли.

А воля – это тот познавательный процесс, который склеивает, цементирует учебную деятельность школьника.

Действительно, в первом классе ребенок попадает в среду, где многого нельзя. Нельзя разговаривать во время урока и бурно выражать свои эмоции, самостоятельно покидать рабочее место и т. д. Привыкший к выполнению правил ребенок легко примет и школьные правила. Если же он рос в «мягкой вате» и умело манипулировал взрослыми, избегая всяких самоограничений, то школьные правила могут стать для него фактором стресса и разочарования в школе.

Правила полезно записать на стикерах и расклеить по комнате. Желательно, чтобы существовали правила и для взрослых членов семьи.

 4. О культе учителя

Некоторых молодых родителей умиляет вольное и не всегда корректное обращение ребенка к взрослым, в том числе – и к ним самим. В этом видят свободное проявление чувств и основу лидерского поведения.

На самом деле на такое поведение должен быть наложен категорический запрет, особенно – если речь идет о школе и об учителях.

Важно объяснить ребенку, что такое субординация, как следует обращаться к учителю, как реагировать на похвалу, а также замечания и критику.

В 1-м классе культ учителя – весьма позитивное явление, поскольку он формирует школьную мотивацию. Школьные знания ценны для первоклассника настолько, насколько ценен в его глазах носитель знаний.

5. О талисманах

Вы будете на правильном пути, если вручите своему ребенку некий школьный оберег, который будет помогать ему в школе. Скажите малышу, что он будет привлекать к нему новых друзей, придавать уверенности на уроках и т. д. Конечно, зачастую сила таких талисманов связана с эффектом плацебо. Но нам-то какая разница! Главное, чтобы он работал. А он работает, поскольку с талисманом связаны родительские программы, ориентирующие на успех.

Если ребенок не хочет идти в первый класс: советы родителям

 Конечно, ребенок не хочет идти в школу! Нет в этом ничего предосудительного или странного, сама видишь: живется ему хорошо, свободно, а тут еще лето, море, пляж, мороженое. Ты ведь и сама такая: попробуй из отпуска легко и бодро вернуться на работу. Ты ищешь мотивацию, настраиваешься, готовишься морально и все равно утро понедельника не встречаешь с радостью. Ребенку, особенно 6-7 лет, такой сложный процесс самообмана еще недоступен, а значит, ему нужно помочь ступить на этот нелегкий путь. Только в контакте с родителями, заручившись их поддержкой и чувствуя себя уверенно в семье, дома, он сможет с большей уверенностью шагнуть за пределы известного ему мира.

Допустим, ты все перепробовала и в статье «К чему ты забыла подготовить своего первоклассника» – для тебя не осталось неиспробованных пунктов, а ребенок все равно стоит на своем и отказывается идти в школу.

Чтобы понять причину, нужно его выслушать, дать возможность объяснить. «Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями — показать, научить, направить — ему не поможешь. В таких случаях лучше всего... его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием». Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его. Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание. Повторю сказанное короче. Если у ребенка эмоциональная проблема,  его надо активно выслушать. Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство» – пишет Юлия Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?».

Итак, твой ребенок не хочет идти в школу, и ты не знаешь что делать? Он открыто выказывает свое нежелание, не объясняя его; плачет и замыкается в себе; устраивает истерики; не интересуется никакими предшкольными подготовками и всячески проявляет свое безразличие?

Это причины обратиться к специалисту, поскольку:

- возможно ребенок действительно психологически не готов к школе, и тебе стоит еще раз пообщаться с детским психологом;

- страх ребенка может быть вызван причиной, которую ты не можешь выявить и решить самостоятельно.

 Татьяна Белоусова, семейный и детский психолог

«В ситуации, когда ребенок наотрез отказывается идти в школу, особенно это касается первоклассников, он может быть действительно не готов. Но, чувствуя это, просто не может объяснить. Родители должны выслушать ребенка, узнать чего он боится. Иногда взрослые сами вселяют страх в воспитательных целях: «вот пойдешь в школу, будешь знать» или «в школе-то тебя научат…». Это мог сказать в сердцах кто-то из взрослых, или даже старших детей.

Если есть в окружении дети, которые ходят в школу и любят ее  - попросите поговорить с вашим ребенком, его мнение может оказаться важнее вашего, ведь он тоже ребенок. Если страхи ребенка конкретные: «математика это много цифр и вообще кошмар», «учительницы злые», «в школе бьются» и тому подобное, не нужно увещевать ребенка, обещая, что этого никогда не произойдет. Лучше предложите ему реальные способы решение проблемы, которая его волнует. Например: «папа хорошо знает математику и поможет тебе», «мама встречалась с будущей учительницей, и она совсем не злая» и так далее.

Иногда ребенок может наотрез отказываться идти в школу, если в доме есть дети младше. Он чувствует, что младший брат или сестра остаются дома с родителями, в уютном и привычном мире, а его выталкивают наружу. В таком случае нужно дать ребенку мотивацию взрослости: «теперь ты уже взрослый и сможешь съесть не 3, а 5 конфет, посмотреть телевизор на полчаса дольше», и т.д. Только не обещайте того, чего не сможете выполнить, иначе доверие будет потеряно и придется начинать все заново. Ту же мотивацию и создание классного образа школьника стоит применять, если у ребенка отсутствует рвение к учебе».

Важно объяснить ребенку, что такое субординация, как следует обращаться к учителю, как реагировать на похвалу, а также замечания и критику.

В 1-м классе культ учителя – весьма позитивное явление, поскольку он формирует школьную мотивацию. Школьные знания ценны для первоклассника настолько, насколько ценен в его глазах носитель знаний.

Детские страхи: как помочь ребенку перестать бояться

 Детские страхи обычно появляются и проходят внезапно, многие из них исчезают абсолютно бесследно для детской психики, но некоторые оставляют след и дают о себе знать даже во взрослом возрасте.

Детские страхи бывают у детей разных возрастов, от грудного и до подросткового. Чтобы детские страхи не стали причиной проблем с психикой во взрослом возрасте, психологи советуют всем родителям мягко реагировать на детские страхи, поддерживать ребенка, пытаться его понять, если он чего-то боится.

Ни в коем случае нельзя ругать малыша, запугивать, напоминать ему о том, что он уже большой и не должен бояться темноты или чудовищ, которые живут в шкафу.

Детски страхи: причины

Причин детских страхов может быть множество. Это и какие-то конкретные случаи, когда ребенок чего-то испугался, и бурная фантазия ребенка, когда ваше чадо придумывает себе страхи, и проблемы в семье, в общении со сверстниками.

Какими бы причинами не был вызван страх, медики рекомендуют с ним бороться, стараться избавиться от него как можно скорее, не относиться к нему небрежно. Психологи предлагают множество способов борьбы с детскими страхами.

Детски страхи: развенчание мифов

Один из действенных способов борьбы со страхом – это разговор об этом страхе и знакомство с ним. Если вы заметили, что ваш ребенок боится какого-то чудовища, которое живет под кроватью, тогда поговорите с ним об этом. Постарайтесь внушить ему, что это оно совершенно не страшное, оно просто хочет кушать или пить, поэтому приходит к ребенку. Предложите чаду покормить чудовище, договоритесь, что после того, как вы вечером положите чудовищу бутерброд под кровать, утром оно исчезнет.

Если же ваш ребенок боится собак, котов, других животных, постарайтесь познакомить ваше чадо с ними поближе. Например, отправьтесь в гости к подруге, у которой живет маленькая добрая собачка, которая любит детей, или же подарите вашему ребенку щенка.

Детские страхи: избавляемся с помощью игры

Игру для избавления от страхов в своей практике используют психологи. Вы также можете использовать элементы этой методики дома. Если ваш ребенок попал в какую-то ситуацию, после которой он стал бояться собак, машин, темноты или чего-либо другого, поиграйте с ним в игру, во время которой он снова попадет в знакомую «страшную» ситуацию, но сможет действовать по-другому.

Очень эффективны игры-догонялки, которые позволяют избавиться от страха преследования, нападения, страха перед собаками и котами. Также полезно поиграть с ребенком в прятки, чтобы он перестал бояться темноты, одиночества, замкнутого пространства. Еще можно устроить домашний кукольный театр, герои которого помогут вашему ребенку поверить в добро, которое побеждает зло, и, таким образом, перестать бояться чудовищ, ведьм и других страшилищ.

Рисование и детские страхи

Также стоит упомянуть рисование как один из методов работы со страхами. Необходимо, чтобы ребенок нарисовал объекта страха и с помощью родителей сделал его нестрашным, таким образом, объект страха потеряет свою страшность для ребенка.

Детские страхи и борьба с ними:  несколько советов

- если ребенка беспокоят ночные страхи, постарайтесь создать позитивное настроение перед сном, чтобы ребенок думал только о хорошем;

- поддерживайте ребенка, обнимайте его, это поможет ему справиться со своими страхами;

- постарайтесь приблизить все объекты страха ребенка к реальности, пусть он их рисует, лепит, читает о них в книгах, чтобы изучить страх и перестать бояться.

Похожие товары

Изображение
Какие документы нужны для оформления ребенка в детский сад. Документы для детского сада. Как попасть в детский сад
Сегодня проблема наличия мест в детских садах очень актуальна. Рождаемость увеличивается, количество желающих отдать своего ребенка в детский сад растет. Однако дошкольные учреждения не способны принять всех. Поэтому сегодня процесс получения места в детском саду превратился в настоящую битву.   В данной статье мы составили «алгоритм» получения путевки в детский сад. Однако следует помнить, что...
Отзывы :0шт.
Что делать если ребенок не хочет идти в садик и кричит?
Многие родители сразу же после того, как услышат крик ребенка, сразу же бегут к нему и хватают на руки, стараясь при этом его успокоить. Но ведь и крик тоже бывает разным.  
Отзывы :0шт.
Как подготовиться родителям и ребенку к утренникам в детском саду?
Утренник в детском саду – одновременно праздник и сильный стресс для родителей и ребенка.
 Утренник для детей – событие торжественное, но не совсем праздник. Заветный день, скорее всего, напоминает экзамен, на котором малыши должны продемонстрировать родителям результаты роботы воспитателей. А то, как представляют себе детский праздник педагоги, с методической точки зрения, не может...
Отзывы :0шт.
Идем в детский сад! Как облегчить адаптацию.Самое главное – положительный настрой на детский сад.
Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться к саду, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации. В этот период почти все...
Отзывы :0шт.
Методика адаптации к детскому саду
«Что такое детский сад». Расскажите ребенку о том, что такое детский сад, какой там распорядок дня. Постарайтесь преподнести эту информацию как бы между прочим. Рассказывайте самое основное, придав этому позитивный настрой.  
Отзывы :0шт.