Массаж стоп для детей первого года жизни. ЛФК и массаж у детей первого года жизни

Массаж стоп не только корректирует уже выявленные дефекты и проблемы, но и действует как профилактическое средство против плоскостопия, проблем с опорно-двигательным аппаратом. Кроме этого, при помощи массажа стоп можно улучшить кровоснабжение организма в целом.

     

    Сегодня практически каждый человек знает, что массаж полезен как для повышения общего тонуса организма, так и для профилактики различных заболеваний. Массаж ног имеет особое значение, ведь на поверхности человеческой стопы расположено огромное количество активных точек.

    Массаж стоп для детей первого года жизни не только позитивно влияет на его физическое развитие, но и укрепляет опорно-двигательный аппарат малыша, улучшат кровообращение в растущем организме и повышает мышечный тонус.

    Стопа ребенка не похожа на взрослую, она имеет свои особенности. Косточки на ножке у годовалых малышей еще неокрепшие, мышцы слишком слабые. Ступня ребенка первые несколько лет жизни кажется абсолютно плоской. Это происходит потому, что в выемке свода стопы у детей еще сохраняется жировая подушка. Она скрывает правильное расположение стопы малыша. Определить, как развивается ножка, маме поможет врач-педиатр или опытная медсестра-массажистка.

    К сожалению, сегодня очень часто встречаются малыши с проблемами плоскостопия и косолапия. Эти дефекты развития стопы появляются по разным причинам, но чаще всего при помощи своевременно начатого массажа их можно сгладить или вообще предотвратить.

    Начинать легкий массаж стоп для детей можно уже в 1,5-2 месяца. В этом возрасте техника выполнения массажа проста, она включает всего один прием – поглаживание. Мама левой рукой держит ножку малыша за голень, а правой круговыми движениями большого пальца рисует на стопе восьмерку.

    Делать массаж стоп лучше всего ежедневно. Желательно совершать эту процедуру в спокойной обстановке, когда малыш сыт и весел. Не стоит заниматься массажем сразу после кормления или на голодный желудок. Для того чтобы ребенок нормально засыпал, массаж следует совершать как минимум за пару часов до сна.

    Более взрослым ребятишкам в массаж стоп можно добавлять и другие приемы: разминание, вибрацию, поколачивание и т.д.

    В 4-5 месяцев массаж стоп для детей начинается с поглаживания стопы, затем, слегка надавливая, мама делает несколько растираний. Очень эффективен прием поколачивания, он улучшает циркуляцию крови в организме ребенка, благотворно воздействует на сердечно-сосудистую деятельность. Заканчивается массаж всегда спокойными поглаживаниями.


    Продолжительность массажа зависит от возраста. В 2 месяца он занимает всего минуту, в год можно потратить на массаж стоп ребенка 5-7 минут.

    В 8-10 месяцев ножки малыша достаточно окрепли для новых приемов массажа. В это время можно ввести прием покручивания пальчиков. Его производят нежно, но ощутимо, чтобы массаж имел эффект. Маленькие пальчики немного покручивают по часовой стрелке и против, а затем двигают вверх и вниз, вправо и влево. Заканчивают массаж пальчиков на ножках растиранием и поглаживанием.

    Ножка у малышей уже немного подросла, и можно массировать не всю крохотную ступню целиком, а отдельные ее части. Массируя подошву, не стоит забывать о верхнем своде стопы. От пальчиков к щиколотке проводим пальцами, поглаживая и слегка разминая. Такой прием позволяет сделать щадящий массаж сухожилий на детской ножке.

    На подошве важными для массажа местами являются пяточка и место под пальчиками. Мама сначала поглаживает, затем растирает каждую из этих областей. Можно добавить и прием постукивания: тыльной стороной пальцев легкими движениями она барабанит малыша по стопе. Особенно хорошо такое постукивание для зоны пятки. Эта зона очень важна, ведь на пяточке расположено большое количество рецепторов, отвечающих за работу растущего организма.

    Иногда у молодых мам возникает вопрос: зачем делать массаж, если развитие стопы у малыша в норме? Ответ прост: массаж не только корректирует уже выявленные дефекты и проблемы, но и действует как профилактическое средство против плоскостопия, проблем с опорно-двигательным аппаратом. Кроме этого, при помощи массажа стоп можно улучшить кровоснабжение организма в целом.

    Ласковые руки мамы способны отвести от малыша любую беду и болезнь. Массаж, совершаемый самым близким человеком, принесет не только здоровье, но и радость общения и взаимопонимания.

      Особенности массажа и гимнастики для детей 2-3-х лет

    Игры и физические упражнения для 2–3-летнего ребенка нужно подбирать с учетом уже приобретенных двигательных навыков, а также особенностей психического и физического развития. Основой двигательной активности должны стать ходьба, лазание, игры с мячом, гимнастической палкой, обручем и прочими игрушками.

    Как известно, самой эффективной формой занятий с ребенком этого возраста является игра. В самом начале можно обойтись несложными и интересными заданиями. Например, предложите малышу подойти и посмотреть, что спрятано за креслом, диваном или за вашей спиной. Ища игрушку, ребенок будет преодолевать препятствия, разложенные у него на пути. Например, он сможет перелезть через подушку, проползти под журнальным столиком и т. д.

    Постепенно игры должны стать сложнее и богаче по содержанию, однако они ни в коем случае не должны заменять ежедневную гимнастику, так как точность движений вырабатывается только с помощью упражнений. Поскольку в этом возрасте дети склонны к подражанию взрослым, каждое упражнение показывайте сами, сравнивая их с передвижением животных или известных персонажей из мультфильмов и сказок. Если занятия проводятся на улице, нужно использовать особенности рельефа местности или оборудование детских площадок.

    Усложнять задачи нужно постепенно, после того как ребенок овладеет менее сложными движениями. Если малыш устал и не хочет выполнять очередное упражнение, не стоит настаивать, пусть он отдохнет. Маленькие дети очень быстро устают, но и так же быстро восстанавливают силы, поэтому не стоит заниматься гимнастикой слишком долго, достаточно 5–6 упражнений с небольшими паузами для отдыха.
    Если, занимаясь с ребенком первого года жизни, вы чередовали активные упражнения с массажем, который сам по себе является хорошим отдыхом, продолжайте делать то же самое, чтобы после упражнений ваш малыш мог отдохнуть и восстановить силы. При этом массажные приемы должны предшествовать упражнениям, дающим нагрузку на те же самые группы мышц. Например, прежде чем сделать «рыбку» или «кошечку» (упражнения для мышц спины и правильной осанки), нужно выполнить массаж спины.

    Однако родители 2–3-годовалых малышей нередко сталкиваются со следующими трудностями: прежде спокойный и послушный ребенок, научившись бегать, не позволяет делать себе массаж. В этом случае можно предложить убедить его некоторое время полежать спокойно, предложив ему интересную игрушку. Только ни в коем случае не давайте ему еду: конфетой или сушкой малыш может подавиться.

    В том случае, если гимнастику и массаж совместить никак не удается, перенесите упражнения на утренние часы, превратив их в занимательную зарядку. Массаж же можно сделать и после обеда, когда ребенок набегается, наиграется и будет нуждаться в материнской ласке. Малыш быстро привыкнет к такому распорядку и очень скоро сам начнет просить с ним позаниматься.

    При массаже детей от 1 года до 3 лет особое внимание нужно уделять мышцам, несущим самую большую нагрузку, то есть тем, которые связаны с вертикальным положением тела (мышцам живота, спины и ног). Массаж самым лучшим образом готовит не совершенный еще мышечный аппарат ребенка к предстоящим нагрузкам и является хорошей профилактикой дефектов опорно-двигательного аппарата.

    Для улучшения функций дыхания нужно массировать грудную клетку как спереди, так и сзади. Желательно массировать и кисти рук (каждый палец отдельно), так как между тонкими движениями пальцев и интеллектуальным развитием существует прямая связь. В особенности это касается развития речи, поэтому массировать ребенку руки можно по нескольку раз в день. Кроме того, малышу полезно будет играть с какими-либо мелкими предметами, однако это должно происходить под строгим контролем взрослого.

    Массаж ребенка от 1 года до 3 лет предполагает использование таких приемов, как поглаживание, растирание, разминание и легкие ударные движения.

      ЛФК и массаж у детей первого года жизни при нормальном развитии и при патологии

    Двигательная активность у детей раннего возраста является мощным фактором, способствующим правильному развитию ребёнка. Применение физиологически обоснованных методик проведения гимнастики и массажа в раннем возрасте основано на знании состояния и развития опорно-двигательного аппарата и нервной системы у детей.

    На первом году жизни ребенок развивается соответственно этапам (держит голову, садится, ползает, встаёт)которые имеют определённые временные критерии. ЛФК и массаж у детей грудного возраста должны выполняться для закрепления сформировавшихся навыков у ребёнка и подготовке его к следующему этапу развития.

    С целью подержания правильного физического, умственного и психоэмоционального развития ребёнка ему необходимо выполнение ЛФК с общим массажем с первого месяца жизни. Если ребёнок развивается без отклонений, то ему целесообразно выполнение рефлекторной гимнастики соответственно его возрасту. В первые 3 месяца преобладает резкий гипертонус мышц-сгибателей верхних и нижних конечностей. Следует стимулировать самостоятельные движения ребёнка, связанные с разгибанием. Такая гимнастика включает упражнения на животе и на спине для туловища, шеи, рук и ног, в виде ползания, разгибания спины, упражнения в положении на боку, рефлекторные упражнения для стоп. Важными являются упражнения на воспитание ручной умелости, упражнения для мелких мышц кисти.

    Гимнастика и массаж в первый год жизни имеет множество особенностей и нюансов. Поэтому выполнение её необходимо доверить специалисту. При выполнении упражнений существуют определённые методики захвата ручек и ножек ребёнка. Человеку, не имеющему навыка, правильно самостоятельно выполнять приёмы сложно. Все эти упражнения выполняются при непосредственном участии инструктора. От профессионализма выполнения упражнений зависит их результативность. Естественно такая лечебная физкультура выполняется индивидуально. Упражнения сопровождаются массажными приёмами.

    ЛФК и массаж в этом возрасте являются обязательными условиями для развития костной системы, нервно мышечного аппарата, стимуляцией эмоциональной и умственной деятельности.

    ЛФК и МАССАЖ у грудных детей способствует:

        развитию двигательной активности туловищем и конечностями,
        профилактике появления плоскостопия,
        правильному формированию позвоночника и тазобедренных суставов,
        правильному формированию конечностей и их функции,
        правильному формированию головы, и шеи,
        развитию зрения, слуха, обоняния, осязания,
        своевременному развитию важных рефлексов
        нормализации деятельности желудочно-кишечного тракта,
        поддержанию нормального режима сна и бодрствования,
        поддержанию аппетита и способности усваивать необходимые для развития белки, жиры, углеводы и витамины,
        поддержанию хорошего настроения ребёнка,
        укреплению иммунитета,
        развитие деятельности головного мозга,
        правильному функционированию эндокринной системы ребёнка.

    Грамотное и специализированное выполнение ЛФК и массажа у детей раннего возраста благоприятствует развитию практически всех органов и систем. Результаты наблюдений показывают, что дети, которым выполнялись упражнения в раннем возрасте, развиваются физически умственно и эмоционально более уверенно, чем их сверстники. Эти дети менее подвержены вирусным и другим заболеваниям.

    Многие родители, без консультации специалиста и врачебного контроля начинают преждевременно форсировать появление тех или иных функций опорно-двигательного аппарата и нервной системы у детей первого года жизни. К примеру, ребёнка который ещё не готов к тому, что бы сидеть, родители начинают сажать. Ребенка, возраст которого не позволяет ещё стоять на ногах, родители начинают ставить с опорой на стопы. Делать этого категорически нельзя. Все этапы появления навыков у ребёнка заложены с формированием анатомических особенностей. Преждевременное присаживание ребенка ведёт к неминуемой перегрузке поясничного отдела и повреждению межпозвонковых дисков, так как позвоночник ещё не готов к формированию поясничного лордоза (изгиба позвоночника кпереди в поясничном отделе) необходимого для того, что бы правильно сидеть. При преждевременном положении сидя возрастает нагрузка на головки тазобедренных суставов, которые в возрасте до 4 месяцев у всех детей имеют мягкую хрящевую структуру. Раздавливание головок тазобедренных суставов приводит в дальнейшем к неправильному формированию сустава, а в последующем к раннему развитию артроза тазобедренного сустава, асептическому некрозу головки бедренной кости, болям и хромоте. Преждевременная установка ребенка на ножки с опорой на стопы так же ведёт к раздавливанию головки бедренной кости.

    Появление всех физиологических признаков развития ребенка, прежде всего, обусловлено готовностью организма для освоения новой функции. Это заложено природой, и перехитрить её не возможно. Преждевременная, форсированная имитация появления тех или иных функций опорно-двигательной системы и нервного аппарата приводит к сбоям этой системы, анатомическим нарушениям с искажением дальнейшей функции.

    У здоровых грудных детей необходимо лишь помогать организму, создавать условия, для правильного формирования косто-мышечной системы ни в коем случае не форсируя этот процесс. Это очень тонкая грань между грамотной помощью развития ребенка и неправильной стимуляцией. Поэтому данным вопросом должен заниматься специалист, владеющий методиками ЛФК и МАССАЖА ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ.

    Возрастающее число заболеваний и нарушений развития костно-мышечной и нервной системы и детей первого года жизни обязывает к тщательному медицинскому контролю на первом году жизни. Данные заболевания могут быть следствием нарушения закладки костно-мышечной системы (нарушение формирование до рождения), и так же в результате неправильного развития после рождения.

    Наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательно аппарата новорожденных является ДИСПЛАЗИЯ ТАЗОБЕДРЕННЫХ СУСТАВОВ (ДТБС) и более тяжёлая форма патологии ВРОЖДЕННЫЙ ВЫВИХ БЕДРА.

    Случаев ДТБС действительно не мало, но иногда встречается и гипердиагностика данной патологии. При этом поликлинический ортопед безосновательно ставит диагноз дисплазии без видимых на то причин по принципу «на всякий случай». В данной ситуации врачу нужно быть более внимательным и при установке диагноза взвешивать все клинические и рентгенологические признаки ДТБС.

    Ультразвуковая диагностика дисплазии тазобедренных суставов часто оказывается не совсем точной и много случаев расхождения рентгенологических и ультразвуковых данных. Поэтому, до сих пор, наиболее достоверным является рентгенологический метод обследования.

    И то и другое заболевание обусловлено генетическими отклонениями развития сустава. Термин «ВРОЖДЕННЫЙ» обозначает, что в основе заболевания лежит генетически зависимое, неправильное формирование тазобедренного сустава.

    ДИСПЛАЗИЯ ТАЗОБЕДРЕННЫХ СУСТАВОВ заключается в недоразвитии суставной впадины. При этом не создаётся должная опора головки бедренной кости на впадину тазобедренного сустава. При отсутствии лечения тазобедренный сустав не успевает сформироваться к тому моменту, когда ребёнок начинает ходить. Это создаёт условия для возникновения нарушения походки в виде хромоты, боли, косметическим дефектам — укорочения конечности. Далее в молодом возрасте развивается артроз тазобедренного сустава, что усугубляет течение болезни.

    При ВРОЖДЁННОМ ВЫВИХЕ БЕДРА суставная впадина недоразвита настолько, что головка бедренной кости вообще находится вне впадины. При этом структура сустава настолько грубо нарушена, что если в течение первого года жизни не предпринималось должного лечения, то последствия данной патологии начиная с момента ходьбы и на всю жизнь очень серьёзные. Как правило, в дальнейшем это неоднократные реконструктивные операции на тазобедренном суставе и ранняя инвалидизация.

    Родители детей, которым установлен диагноз дисплазии или врожденного вывиха бедра должны помнить, что при своевременно начатом грамотном лечении тазобедренные суставы можно полностью восстановить с отсутствием последствий. Ситуация требует времени и терпения от родителей и не терпит промедления. При посещении поликлиники родителям детей с ДТБС, как правило, дают рекомендации по ношению подушки Фрейка, выполнению физиопроцедур (электрофорез Кальция и Фосфора, парафино-озокеритовые аппликации, соляно-хвойные ванны), приём препарата «Вигантол». Все эти назначения, безусловно способствуют восстановлению сустава. Но основное в лечении ДТБС – это своевременно начатая и правильно выполняемая, регулярная гимнастика и массаж. Они являются основными факторами, способствующими правильному формированию тазобедренного сустава. Гимнастика должна выполняться тщательно и аккуратно с учётом анатомических особенностей сустава. Поэтому мгновенное обучение матери ребёнка в поликлинике выполнению упражнений дома практически не возможно. Массаж при ДТБС является специализированным стимулирующий для одних мышечных групп и расслабляющий для других. Грамотное и своевременное применение этих методов лечения даёт полное восстановление сустава.

    Среди других достаточно часто встречающихся заболеваний выявляемых на первом году жизни надо отметить мышечную кривошею, детский церебральный паралич, косолапость, врождённый сколиоз, мышечную атонию или дистонию. Реже встречаются отклонения, обусловленные дородовой патологией нервной системы, или заболеваниями, связанными с родовыми травмами. Данные нарушения, как правило, проявляются наличием пареза (слабости) в какой либо из конечностей ребёнка, отставанием умственно-психического развития и т.д.

    КРИВОШЕЯ встречается приблизительно у 5% рождающихся детей. Возникает она при врожденном недоразвитии грудино-ключично-сосцевидной мышцы или повреждениях во время родового акта. Проявляется патология ограничением поворота головы с односторонним её наклоном.

    Порочное положение головы может быть и следствием непрвильно сформированного шейного отдела позвоночника – т.е аномалией строения позвонков.

    Существует так же «ПРИВЫЧНАЯ КРИВОШЕЯ». При этом одностороннее положение головы ребенка обусловлено именно привычным её положением, зависящим от того, к какой стороне привлечено внимание ребёнка во время бодрствования. Соответственно если кроватки ребёнка расположена так, что с одной стороны её стена, а с другой комната и ребёнок большую часть бодрствования проводит лежа в кроватке, то формируется привычный поворот головы в сторону привлечения внимания.

    В любом случае, для определения причин заболевания необходимо посещение специалиста.

    При кривошее выполнение гимнастики и массажа позволяют восстановить функцию поврежденной мышцы и объём движений головой.

    Нередко от врачей занимающихся мануальной терапией поступают предложения родителям о проведении сеанса мануальной терапии новорожденным при патологии шейного отдела позвоночника. Все подобные предложения являются свидетельством низкой квалификации специалиста. Применение мануальной терапии у новорожденных и детей раннего возраста не допустимо и не возможно! Нет показаний к применению мануальной терапии у детей первого года жизни. Все производимые манипуляции в этом возрасте в лучшем случае выдумка и фикция в худшем будут иметь негативные последствия.

    При ВРОЖДЕННОМ СКОЛИОЗЕ в раннем возрасте массаж и гимнастика создают условия для поддержания спины и предотвращают нарастание деформации. Выполнение корригирующей гимнастики, той, что выполняется в старшем возрасте в раннем детском возрасте не возможно в силу отсутствия запоминания упражнения и их осмысленного выполнения. Поэтому здесь нужен специфический подход к выполнению возможных упражнений с учётом возраста для создания базы устойчивой спины, нормализации функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формированию правильной осанки, укреплению мышц туловища, выработке мышечного корсета.

    При ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ задачи массажа и гимнастики сводятся с расслаблению гипертонуса мышц, уменьшение гиперкинезов отдельных групп мышц, стимулирование функции паретичных мышц, снижение вегетативных и трофических расстройств, улучшение общего состояния ребёнка и работоспособности его мышц.

    Похожие товары

    Изображение
    Как сбить температуру у грудного ребенка? Как следует поступать при повышенной температуре у грудничков? Стоит ли ее сбивать?
     
    Отзывы :0шт.
    Должностная инструкция врача педиатра школы РФ. Дожностная инструкция медсестры в средней школе?
    В своей деятельности Врач-педиатр руководствуется Конституцией и законами РФ, Указами Президента РФ, решениями правительства РФ, решениями органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, приказами и решениями; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными актами школы (в том числе...
    Отзывы :0шт.
    Прививки и аллергия
    Не секрет, что аллергические заболевания, такие, как астма, аллергические риниты, встречаются сейчас значительно чаще, чем в прошлом.
     
     Ученые заметили, что увеличение чистоты аллергических болезней напрямую связаны с тем, что дети реже стали болеть инфекционными заболеваниями. Происходит это в значительной степени благодаря массовым прививкам. Необычный феномен объясняется тем, что у...
    Отзывы :0шт.
    Конъюнктивит у грудничков: причины, симптомы, лечение и профилактика. Конъюктивит у детей - лечение
    Проявления конъюнктивитов могут быть более или менее выраженными. Нередко местные проявления заболевания сопровождаются общими изменениями в организме: подъемом температуры, головной болью, воспалением верхних дыхательных путей. Конъюнктивит — очень распространенное заболевание, в том числе и среди детей первого года жизни.
     
    Нередко бывает так, что у новорожденного малыша воспаляются глаза...
    Отзывы :0шт.
    Талантливый педиатр Игорь Долгополов: интервью.Врачи большого города.
     
    Игорь Долгополов: педиатр

    Возраст: 43 года.
    Образование: окончил Первый московский медицинский институт, стажировался в Руанском университете, Франция.
    Работа: заведующий отделением трансплантации костного мозга Российского онкологического научного центра (РОНЦ), частнопрактикующий врач-педиатр.
    Регалии и звания: доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник РОНЦ, член Общества...
    Отзывы :0шт.